29 марта ‘24, Пятница

Найден рогатый тираннозавр

Ученые раскопали еще одного миниатюрного тираннозавра -- восьмирогого алиорамуса. Подросток питался мелкими зверьками и соблазнял своими рогами самок.

Семейство тираннозавридов пополнилось новым видом -- алтайским алиорамусом (Alioramus altai).

Рогатая балерина

Его кости были найдены в монгольской пустыне Гоби в 2001 году. Стивен Брузатт из манхэттенского Музея естественной истории изучил останки и был поражен уникальными характеристиками нового представителя семейства. «По сравнению с тираннозаврами этот новичок кажется балериной», -- смеется палеонтолог.

Во Франциинайдены следы зауропод юрского периода. За 150 млн лет они высохли на солнце и отлично сохранились.
Изучив останки животного, ученые предположили, что речь идет о девятилетнем подростке, который вырос всего на 85%, жил 85-65 млн лет назад и весил около 369 кг. Для сравнения: вес тираннозавра рекса превышал 7 т.

Исследователей поразили необычные рога алиорамуса: помимо обычных для тираннозавридов надбровных коротких рогов у этого динозавра торчало по два пятисантиметровых рога из каждой щеки. «Мы никогда не видели ничего подобного у хищных динозавров», -- поражается Брузатт.

Бороться с помощью этих маленьких рогов алиорамус не мог. Ученые предполагают, что он носил их в качестве украшения, привлекая самок для спаривания.

Алиорамусы известны науке с 1976 года, когда их останки впервые описал российский палеонтолог Сергей Курзанов. Он нашел в монгольских отложениях фрагменты черепа и три плюсневые кости, которые принадлежали динозавру, жившему 70-65 млн лет назад.

Гигант и кроха

Рядом с костями алтайского алиорамуса лежали останки тарбозавра, который был очень похож на североамериканского тираннозавра рекса как обликом и весом, так и массивными челюстями, которыми он крушил кости.

В отличие от него алиорамус обладал маленьким черепом, миниатюрными острыми зубками и слабыми челюстными мышцами. Это навело ученых на мысль о том, что рогатый динозавр предпочитал охотиться на мелких зверьков, то есть занимал отличную от тарбозавра экологическую нишу. «Теперь у нас есть доказательство того, что два различных тираннозаврида жили в Азии в одном и том же месте и в одно время. Совсем как сегодня львы и гепарды живут в одном ареале, но по-разному выглядят и используют условия окружающей среды», -- объяснил участник экспедиции в Гоби Марк Норелл.

В середине сентября в научном журнале Science был описан другой миниатюрный тираннозавр -- Raptorex kriegsteini, живший на 10 млн лет раньше. Его рост не превышал 2 м, а вес -- 65 кг.

Брузатт полагает, что если крупные тираннозавры рассчитывали на свою мощь и размеры, то маленькие представители семейства «полагались больше на скорость, проворство и хитрость».

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом