23 апреля ‘24, Вторник

Среднее ухо появилось в юрский период

Пока Землей заправляли динозавры, маленькие млекопитающие активно развивали себе среднее ухо. Оно помогло им слышать лучше рептилий и в итоге завоевать планету.

Находка доисторического бурундука помогла ученым понять эволюцию среднего уха у млекопитающих.

Скелет зверька Maotherium asiaticus, жившего около 123 млн лет назад в юрский период, был обнаружен в Северо-Восточном Китае, в провинции Ляонин, сообщает «Синьхуа». Размерами и внешним видом животное похоже на современных бурундуков, однако его анатомия еще очень примитивна.

Переходное ухо

Исследователей из американского Музея Карнеги поразили кости черепа зверька.

Орган слуха рептилийпредставляет собой барабанную перепонку и одну слуховую косточку-стремечко, которая передает колебания перепонки на круглое окошко, отделяющее полость внутреннего уха.
Его среднее ухо похоже по строению на орган слуха современных млекопитающих, однако, как у рептилий, все еще  прикреплено к нижнечелюстной дуге, или, как ее еще называют, зародышевому хрящу Меккеля.

По словам главы исследования палеонтолога Чжэ-Си Ло, среднее ухо Maotherium asiaticus представляет собой переходное звено от органа слуха пресмыкающихся к более продвинутому и сложному среднему уху млекопитающих. Кости доисторического бурундука проливают свет на эволюцию теплокровных животных и позволяют понять, как и когда сочленовая и квадратная кости первичной нижней челюсти превратились в две слуховые косточки -- молоточек и наковальню. «Эволюция уха млекопитающих важна для понимания происхождения ключевых адаптаций теплокровных», -- подчеркнул Чжэ-Си.

Секрет успеха

«Маленькое и замысловатое среднее ухо позволило млекопитающим воспринимать более широкий круг звуков, чем другим позвоночным. Подобная чувствительность вместе с другими решающими приспособлениями позволили млекопитающим стать активными во тьме ночи и выжить в мезозое, в котором доминировали динозавры», -- объясняет сотрудник Национального научного фонда США Ричард Лейн в пресс-релизе организации.

У современных млекопитающих зародышевый хрящ Меккеля присутствует лишь у эмбрионов, а у взрослых животных исчезает. Экспериментируя с генами мышей, ученые смогли воссоздать грызунам праухо. Что показательно, форма органа слуха подобных мышей сходна с морфологией среднего уха доисторического бурундука. По мнению американских и китайских ученых, это доказывает факт мутаций в эпоху мезозойской эволюции млекопитающих.

Древний бурундук -- предок утконоса

Maotherium asiaticus питался червями и насекомыми. Его размер не превышал 15 м, а весил зверек 70-80 г. Его родственниками следует считать не плацентарных, а более примитивных млекопитающих -- сумчатых и однопроходных, таких как утконос.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Высокие ставки льготной ипотеки грозят новым скачком цен на жилье