25 апреля ‘24, Четверг

Динозавры щеголяли веснушками и полосками

Ученые раскрасили еще одного динозавра. Своими черно-белыми перьями он походил на сороку. Его голову украшали веснушки и рыжий «ирокез», а крылья оказались полосатыми.

Американским ученым удалось установить цвет оперения крылатого динозавра Anchiornis huxleyi, жившего на территории современного Китая около 150 млн лет назад, в конце юрского периода.

Исследователи отобрали 29 образцов перьев, принадлежавших этому динозавру, и проанализировали содержавшиеся в них меланосомы, перенесшие окаменение. Эти образования в перьях различаются друг от друга по форме и наполнению; содержащиеся в них пигменты как раз и отвечают за окраску. Ученые сравнили доисторические меланосомы с волокнистыми образованиями современных птиц, затем установили, какие меланосомы на каких частях тела динозавра доминируют и, как результат, смогли воссоздать 90% окраски Anchiornis huxleyi.

«Это была и не ворона, и не воробей, а существо с весьма примечательным оперением. Если бы оно жило сегодня, то выглядело бы потрясающе», -- поведал один из авторов открытия Ричард Прам из Йельского университета.

Миниатюрный динозавр, весивший около 110 г, был раскрашен преимущественно в черный цвет. У него были черные хвост, шея и лапы, рыжие веснушки на черной морде и оранжевый гребень на голове. «Совсем как ирокез у индейцев-могавков», -- подметили обозреватели агентства Associated Press. Крылья по цвету чем-то похожи на сорочьи, за исключением того, что были полосатыми.

Прам полагает, что щеголеватое оперение помогало этому животному находить себе пару.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Модный черно-бело-рыжий

Функция меланосом была открыта выпускником именно Йельского университета Яковом Винтером. Он впервые предположил, что эти образования определяют цвет оперения.

Первопроходцем в деле установления окраски оперенных динозавров считается команда китайских и британских исследователей под руководством палеонтолога Майка Бентона из Университета Бристоля. Они установили, что древний конфуциусорнис (Confuciusornis) был раскрашен белыми, черными и рыжими пятнами, а синозавроптерикс (Sinosauropteryx) отличался полосатым оранжево-белым хвостом и рыжим спинным гребнем. Результаты Бентона опубликованы в журнале Nature.