18 апреля ‘24, Четверг

Найден древнейший американский артефакт

Древнейшим американским орудием оказался костяной скребок, которому 14,2 тыс. лет. Он нашелся в пещере среди останков вымерших верблюдов, лошадей и бизонов.

Историки из Орегонского университета в Юджине объявили о находке древнейшего в Америке орудия труда.

Речь идет о костяном скребке, раскопанном археологами в подведомственном им районе -- в пещере близ города Пейсли, штат Орегон. Возраст артефакта -- 14,23 тыс. лет, выяснил археолог Деннис Дженкинс по результатам радиоуглеродного исследования и изучения осадочных пород, в которых лежал скребок.

Коллега Дженкинса Кевин Смит рассказал журналу Nature, как было найдено орудие: «Мы угодили в целую кучу костей вымерших лошадей, бизонов и верблюдов. Я услышал знакомый звон и почувствовал, что лопатка наткнулась на кость, после чего бросился к кисточке. Вскоре появилась огромная кость, на которой я рассмотрел зазубренный край».

Исследователи уверены, что найденный ими скребок подвергся влиянию человека, поэтому может считаться артефактом.

Чей скребок?

Кто именно изготовил орудие -- пока неясно.

В американской историографии нет единого мнения о том, кто мог населять континент до носителей культуры кловис, существовавшей 12,9-12,4 тыс. лет назад. Некоторые историки полагают, что те же кловис гораздо древнее, так как являются первыми колонизаторами Америки, пришедшими из Азии через Берингов пролив 13,5 тыс. лет назад.

Исходя из этой концепции гоминидов, якобы населявших современный Орегон 14,2 тыс. лет назад и оставивших скребок, придется считать автохтонным населением Америки.

Дженкинс выдвинул собственную гипотезу. Он отодвигает во времени переход людей через Берингов пролив. До находки скребка важнейшим подтверждением ему служили находки копролитов, окаменелых останков древних людей. Доисторический навоз был раскопан в апреле прошлого года в той же пещере близ Пейсли. Дженкинс тогда заявлял, что смог выделить из копролитов ДНК, которая характерна для народов, населяющих Сибирь и Восточную Азию. Команда орегонского археолога оценивала возраст экскрементов в 14,27-14 тыс. лет. Позже эта датировка была поставлена под сомнение.