20:18
Москва
19 февраля ‘19, Вторник

Умники и дороги: что не так с новым руководителем «Автодора»

Опубликовано
Фото: ТАСС/Александр Николаев
Вячеслав Петушенко
Вячеслав Петушенко

Сергея Кельбаха сменит Вячеслав Петушенко.

Госкомпания «Автодор» меняет руководителя. Это могло произойти еще летом 2018 года, однако тогда глава компании Сергей Кельбах обязался ускорить затянувшееся строительство ЦКАД и полностью поменять команду. Смена команды ему удалась, а ускорение строительства – не очень, так что теперь пост председателя «Автодора получит заместитель Кульбаха Вячеслав Петушенко. Поможет ли это назначение сдвинуть дело с мертвой точки?

А ЦКАД и ныне там

В 2009 году с целью развития сети платных магистралей в России была создана государственная компания «Российские автомобильные дороги», она же «Автодор». Кельбах два года проработал первым заместителем председателя правления компании Сергея Костина, затем, в 2011 году, занят его пост. При нем были реконструированы такие трассы, как М3 «Украина» и М4 «Дон»; при нем же стартовал такой значимый проект, как строительство в Подмосковье ЦКАД – Центральной кольцевой автомобильной дороги, призванной разгрузить федеральные трассы, ведущие в Москву. На этот проект было выделено более 300 миллиардов рублей; в 2018 году, к чемпионату мира по футболу, предполагалось работу завершить.

Однако очень скоро выяснилось, что проект, видимо, кто-то заколдовал. Работа над ним неизменно шла по принципу: «Ой, мы что-то не успеваем, а дайте нам еще денег». В 2014 году, когда строительство уже должно было начаться, были только разыграны два первых лота из пяти. В 2016 году нашелся подрядчик на третий участок. В 2018 году, когда строительство предполагалось завершить, определились с подрядчиком на четвертый участок.

К осени ситуацией с ЦКАД занялся Владимир Путин. С его подачи Генпрокуратура, Следственный комитет и Счетная палата принялись искать в работе «Автодора» нарушения. И нарушения были найдены. Аудиторы из Счетной палаты остались крайне недовольны работой «Автодора»; по их подсчетам, ранее конца 2021 года ЦКАД достроена не будет.

Плохому строителю археологи мешают

Есть у «Автодора» и еще один важный проект-долгострой – трасса М11 «Москва-Санкт-Петербург» протяженностью чуть более 600 км. Ее начали строить еще в 2010 году, запросив под это дело 450 миллиардов рублей. Сначала предполагалось, что магистраль будет готова к чемпионату мира по футболу. Затем – что к концу 2018 года. Однако в минувшем октябре представители «Автодора» сообщили, что на месте строительства дороги неожиданно были обнаружены значимые археологические находки, с которыми теперь будут разбираться историки. Прекрасное оправдание задержки работ.

Что ж, история – это хорошо. Но на месте строительства ЦКАД-то никаких археологических ценностей мирового уровня найдено явно не было – лишь бетонные плиты трассы А107 да местного значения черные дыры, питающиеся государственными деньгами.

Все будет теперь по-другому

Вячеслав Петушенко в дорожной сфере – человек не новый. Еще в 1997 году он был генеральным директором АО «Лендорстрой», а начиная с 2006 года трудился в «Росавтодоре». В сентябре 2014 года был назначен на пост заместителя министра транспорта Крыма и занимал эту должность около года. Затем возглавил ФКУ «Центоавтомагистраль». Так что как строятся дороги и как нужно осваивать выделенные на них средства, он знает не понаслышке.

Первым заместителем Кельбаха по технической политике Петушенко стал в августе 2018 года. И, видимо, уже успел войти в курс дела в достаточной мере, чтобы не просто возглавить, а еще и благополучно реанимировать «Автодор».

Давние связи

Надо сказать, что с «Автодором» у его будущего главы имеются точки пересечения и помимо великой цели достроить наконец ЦКАД. Компания ЗАО «Стройкомплект», совладельцем которой является Петушенко, производит материалы для дорожного строительства. Не исключено, что не за горами у этой компании заключение очень даже вкусных контрактов по поставке всевозможных битуминозных смесей «Автодору».

А что? Питерским госпредприятиям «Стройкомплект» уже поставлял материалы на миллиардную сумму, и ничего. Ну, как ничего – ничего веселого. 21 февраля 2018 года компанию включили в реестр ненадежных поставщиков. Прибыль компании за 2017 год – минус 168,7 миллиона рублей (при выручке в 16 миллионов рублей); да и вообще, начиная с 2014 года, прибыль у «Стройкомплекта» только со знаком минус. Налог на прибыль компания, соответственно, не платит – с чего бы, если она работает в убыток. По крайней мере, если верить документам.

Рыбацкое счастье

Еще в мае 2013 года «Стройкомплект» взялся за интересный проект – расширение промзоны «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге, создание там транспортной и инженерной инфраструктуры. Стоимость контракта – 1,481 миллиарда рублей – семикратно превышала годовую выручку компании. Согласно плану, строительные работы должны были завершиться к концу 2015 года. Увы, этого не произошло. Когда срок сдачи проекта был уже близок, внезапно оказалось, что проектирование было проведено с ошибками. Чтобы их устранить, подрядчик потребовал увеличить смету проекта на 300 миллионов рублей.

В феврале 2016 года «Стройкомплекту» согласились добавить денег, но тот потребовал подписания допсоглашения, на что заказчик пойти отказался. Начались тяжбы; дошло до Верховного суда. Заказчик обвиняет «Стройкомплект» в невыполнении обязательств на 850 миллионов рублей. Конечно, Вячеслав Петушенко – всего лишь миноритарный совладелец, но учитывая его связи в государственных структурах, он может играть значительную реальную роль в управлении компанией со столь сложным характером.

Что ж, как мы видим, на преемника Кельбаха вполне можно возлагать надежды на успешную постройку ЦКАД; у Вячеслава Петушенко немалый опыт в таких вещах. За одного битого двух небитых дают.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Реклама

Мы рекомендуем
19.02.2019, 19:06
В Госдуме осудили интернет-издание Ura.ru за публикацию статьи о готовящейся инициативе запретить россиянам покупать машины в отсутствие гаража, парковочного места или абонемента на парковку.
19.02.2019, 18:00
Бизнесмен Евгений Пригожин подтвердил информацию о своей встрече с оппозиционером Алексеем Навальным в Петербурге. Отвечая на запрос издания «Ридус» по этому поводу, он раскрыл некоторые подробности состоявшегося разговора.
Реклама