Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:20
Москва
19 марта ‘24, Вторник

Трехглавый дракон московского Дептранса вновь съел деньги горожан

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Система взимания штрафов со столичных автовладельцев парадоксальным образом остается убыточной для города.

Уже четыре года прошло с тех пор, как Москва еще больше отдалилась от «остальной России» созданием разветвленной сети платных парковок, особыми размерами штрафов и другими нововведениями, призванными сделать жизнь автовладельцев максимально комфортной. Можно подводить первые итоги.

Трижды по четыре

Ярчайшей и, возможно, главной фигурой современной Москвы является не благообразный функционер Сергей Собянин – «говорящая голова» столичной мэрии, – а бывший предприниматель, бывший фигурант списка Forbes, бывший эстонец, а также несомненный спортсмен и просто красавец Максим Ликсутов, глава Департамента транспорта, по совместительству вице-мэр.

Придя к власти, Максим Ликсутов постепенно создал трехглавого дракона, берущего дань с московских автовладельцев. Имя ему – «ЦОДД – АМПП – МАДИ», три веселых four-letters words (этим эвфемизмом по-английски называют нецензурную брань).

Центр организации дорожного движения отвечает за то, чтобы нам было максимально удобно. Как Москва более 860 лет обходилась без него, непонятно. Основная функция ЦОДД – создавать условия для того, чтобы автомобилистов можно было оштрафовать еще за что-нибудь.

«Администратор московского парковочного пространства» заменил собой частную парковочную мафию лужковских времен – как и во всех сферах, мелкий бизнес падает под ударами крупного. Функции АМПП официально неизвестны – если два года назад на официальном московском сайте была заполнена хотя бы строчка «Руководство» (Гривняк Александр Иванович, генеральный директор, старый друг Максима Ликсутова), то сейчас нет и этого. Шифруется Александр Иванович, и, как увидим, не зря. Есть надежда, что через некоторое время ему придется прятаться не только от разъяренных граждан, но и от компетентных органов.

Московская административная дорожная инспекция – это отдельная столичная подмена ГИБДД. Очень уж не хотелось столичной мэрии делиться доходами с государственной инспекцией, и она создала параллельную структуру, по сути – частную лавочку столичных чиновников.

Убыточный грабеж

Зачем же нужно было столько сложных телодвижений, зачем Максим Ликсутов с согласия высшей городской власти заботливо вскармливал автомобилистами своего дракончика?

Ответ прост – деньги, огромные неучтенные деньги.

Более полутора лет назад автор этих строк уже анализировал состояние дел в столичном автохозяйстве и пришел к выводу, что оно убыточно и для города, и для горожан, а деньги уходят в неизвестном направлении. Сейчас, в сентябре 2017 года, аналогичную работу провел юрист Иван Ёжиков – и мы видим, что за это время не изменилось ровным счетом ничего. С 2013 года собрано 13,3 миллиарда рублей, а потрачено как минимум 18,2 миллиарда! Сопоставление этих двух исследований лишает смысла основной тезис защитников Ликсутова и Гривняка: дескать, первоначальные инвестиции в нормальной экономике окупаются далеко не сразу. Инфраструктура доения автовладельцев создана, на это потребовались некоторые затраты, но теперь она будет приносить прибыль и скоро окупится. Нет – инфраструктура в почти полном виде существовала уже в 2015 году, а «кассовый разрыв» так и не сократился. Хотя, казалось, бы, выгоднейший бизнес – нарисовал полоски на асфальте, поставил несколько нехитрых устройств (современный мобильный телефон намного сложнее терминала оплаты АМПП) и получай денежки, обеспечивай город полезными новшествами и приятными излишествами.

На практике все выглядит совершенно по-другому. И виной тому – абсолютная неподсудность Максима Ликсутова и его товарищей, пришедших в не ими построенный город и обложивших население данью.

Неудержимые

В феврале 2015 года Генпрокуратура указала, что 600 тысяч штрафных постановлений были выписаны МАДИ с нарушениями. Вы думаете, эти 1,8 млрд рублей кто-то вернул плательщикам?

Весной 2015 года заместитель прокурора Москвы потребовал устранить нарушения в работе АМПП и наказать виновных. Ни об одном наказании никто не слышал, система работы парковщиков также не изменилась.

Тогда же эксперты Института государства и права РАН постановили: ГКУ АМПП существенным образом нарушает российские законы. ГКУ не имеют права выписывать протоколы; у АМПП нет доступа к личным данным граждан. Но именно на основании этих личных данных и рассылали свои «письма счастья» мэрские, а по сути нелегальные парковщики.

Летом 2015 года появилась информация о том, что контракт с мэрией заключила эстонская фирма «НАУ! Инновейшнс» – бизнесменам из страны, чей крупнейший город Таллин меньше Балашихи, уроженец Эстонии Ликсутов доверил разрабатывать «проект организации доступа к парковочным местам во дворах на платной основе». Судьба этого проекта неизвестна, но скорее всего, он ждет своего часа. Никаких мер против столь очевидной аффилированности заказчика с подрядчиком предпринято не было.

В 2016-2017 году число официальных предписаний в адрес столичного Департамента транспорта снизилось – контрольные органы устали биться в стену неподсудности и стали искать рыбешек помельче, без собянинской брони.

Вера, надежда и миллиарды недовольных

Бог с ними, с нарушениями. Честно говоря, вести в России абсолютно законный бизнес невозможно – потому что накопившиеся за годы работы «бешеного принтера» законы противоречат друг другу и более всего напоминают предписания пациента психиатрической больницы своим воображаемым друзьям. Ради хорошего дела закон можно и нарушить – на этом догмате во многом держится весь российский менталитет.

Беда в том, что в «хорошее дело» московского Департамента транспорта можно только верить. В качестве доказательств своей правоты люди Ликсутова ссылаются сами на себя, укрепляя тем самым аналогию с иным, более богоугодным заведением.

Нам говорят – «пробок стало меньше на столько-то процентов» – мы должны верить, у нас нет инструмента верификации, кроме личных ощущений.

«Скорость движения транспорта выросла на столько-то процентов» – замечательно, но проверке, опять же, не подлежит, ведь Департамент транспорта замеряет сам себя и этими цифрами отчитывается перед мэрией.

«Чтобы в городе стало ездить легче, нужно сократить число автомобилей еще примерно на 150–200 тыс. единиц» – а почему не на 1,5–2 миллиона, Максим Станиславович? Откуда цифра? Ответа нет, а если и был бы, то звучал бы «по данным Департамента транспорта».

«Мы перечисляем муниципалитету предоплату в размере 80% расчетных сборов за парковку, а по итогам года – остальное» – увы, муниципальные чиновники и депутаты никак не могут проверить, перечисляется им 80%, 100% или, скажем, 2%. Это не наш вывод – это решение контрольно-счетной палаты Москвы 2015 года. Реакции не было никакой. По самым скромным подсчетам, в 2014 году на пути от оштрафованных автомобилистов в муниципалитеты «потерялось» 900 миллионов рублей, и эта практика сохранялась и дальше. Дракончик ведь убыточный, а кушать ему надо постоянно.

А вот цифра, которую проверить вполне можно. Ликсутов хвастается с хлестаковским размахом:

«Если бы правительство Москвы ничего не делало с 2010 года в части наведения порядка на дорогах, количество людей, недовольных нами, было бы в тысячи раз больше».

Думается, мы можем смело говорить о том, что недовольных «ими» – это как минимум миллион голосов, поданных против Сергея Собянина на выборах 2013 года, это четверть избирателей на минувших муниципальных выборах, то есть более миллиона человек. «В тысячи раз больше» – это счет пойдет на миллиарды, не многовато ли для московской мэрии?

* * *

Задачи нашей мэрии, в общем-то, понятны: настроить в Москве огромное количество жилья (помните грандиозную аферу с присоединением «новой Москвы» якобы «для переезда государственных структур»?), сделать этот город еще более востребованным у россиян, сосредоточить в нем еще больше финансовых потоков – и иметь с этих потоков свою долю малую. То, что «доступное жилье» в московском регионе обескровливает регионы, столицу волнует точно так же, как проблемы индейцев – сурового шерифа.

В своих нововведениях Ликсутов и его люди постоянно ссылаются на западный опыт. Странно, что их не одергивает патриотичнейшее правительство: мы вроде как официально считаем, что Запад заблудился, что у них тупиковый путь развития, бедность, педофилия и мигранты, то ли дело одухотворенный Восток. Но идею построить систему движения по вьетнамскому образцу (где первое правило – никаких правил) почему-то никто даже не выдвигает.

А если уж брать за основу западный образец, то хорошо бы не только в части взимания платы за парковку, но и в части рентабельности и прозрачности этого бизнеса. Пока же складывается ощущение, что Собянин и Ликсутов просто выполняют приказ кого-то из высшего руководства страны: «Да уберите вы этих *****ов с дороги!». А выполняя, стараются и про себя, и про близких своих не забыть: как говорится, двух зайцев одним выстрелом.

Именно так и делаются дела в современной России.

Реклама