Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:06
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Слон и Кудрин: как аналитик Сбербанка разрушил свою карьеру

Опубликовано
Текст:

Мы говорим «Кудрин» – подразумеваем Алексея Леонидовича, Минфин, стратегии, Счётную палату. Между тем он далеко не единственный носитель своей романтической, «есенинской» фамилии в нашей экономической элите.

Весьма значимую роль мог сыграть и Александр Александрович Кудрин, недавно занявший пост главного стратега в крупной инвестиционной компании «АТОН» известного борца за демографию Евгения Юрьева. Достойная работа, но совсем не тот уровень, на который ещё недавно претендовал однофамилец главы Счётной палаты. Достаточно сказать, что его рассматривали в качестве кандидата на пост ни много ни мало кудринского Центра стратегических разработок – организации, считавшейся неформальным экономическим мозгом Администрации президента. Было бы удобно – ушёл А. Кудрин, пришёл А. Кудрин, меньше бумаг переделывать.

В тот период А. А. Кудрин был главой аналитического подразделения Sberbank CIB – корпоративно-инвестиционного подразделения крупнейшего розничного банка России. Эту должность он занял в 40 лет, казалось, вся карьера впереди.

Все испортило фамильное кудринское правдорубство.

Нормально работали, зарабатывали деньги во благо Сбербанка, Центробанка, Российской Федерации и американских инвесторов. И дернул же черт одного из подчиненных Кудрина, аналитика Алекса (Александра) Фэка, заняться исследованием связей структур «Газпрома» и «Роснефти». Дошло до того, что в октябре 2017 года Фэк назвал одну из глав своего обзора «Rosneft: We Need to Talk About Igor» – «Роснефть: нам надо поговорить об Игоре».

Игорей в российской элите много, практически все – Ивановичи, то есть выбор богатый во всех смыслах. Но аналитический центр Sberbank CIB покусился на самого могущественного из Игорей – главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Ивановича Сечина, видного производителя элитных колбас и победных отчетов. Фэк выражал некоторое удивление тем, что «Роснефть» не старается снизить долг, а, напротив, инвестирует заемные деньги «без четкой фокусированности».

Отчет разошелся по клиентам Sberbank CIB, а это заметная часть все той же элиты, включая Игорей Ивановичей. Ознакомившись с его содержанием, высшее руководство группы «Сбербанк» отозвало документ и заменило его на исправленную версию, но «Роснефть» было уже не остановить. Бывший перестроечный журналист, ныне пресс-секретарь нефтяного гиганта Михаил Леонтьев вспомнил стиль своих молодых лет:

«Аналитики Sberbank CIB традиционно питают необъяснимое и маниакальное пристрастие к нашей компании... Но мании, как правило, склонны к развитию... Есть ощущение, что составлявшие отчет люди находятся на грани патологии. Очень хотелось бы, чтобы руководство системообразующего банка России оказало им посильную помощь».

Мастерство не пропьешь даже из нефтяного фонтана!

В этой ситуации руководство «Сбера» проявило не вполне похвальную сдержанность – Sberbank CIB принес извинения «Роснефти», но если и последовали какие-то организационные выводы в адрес авторов криминального обзора, то широкая публика об этом не узнала. Документы от аналитиков Sberbank CIB стали даже лучше читаться – мало ли какая еще крамола проскользнет, это редкость в наши стерильные времена. И господин Фэк не обманул надежд. В мае 2018 года он обратил свой орлиный взор на «Газпром». И вслух заявил, что ряд проектов газового гиганта словно специально предназначены для получения выгоды не заказчиком, то есть «Газпромом», а исключительно подрядчиками.

Проекты – газопроводы «Сила Сибири», «Северный поток-2», «Турецкий поток». Подрядчики – «Стройгазмонтаж» и «Стройтранснефтегаз», то есть Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко.

Вывод: «Мы обнаруживаем, что решения «Газпрома» становятся абсолютно понятными, если предположить, что компания управляется в интересах своих подрядчиков, а не для получения коммерческой выгоды».

Алексей Навальный, сам вволю порезвившийся на «Газпроме» и «Сбербанке», нервно курит в сторонке. Господин Фэк практически прямым текстом и, что немаловажно, с фактами в руках написал, что из государственной более чем на 50% корпорации через масштабные контракты выводятся деньги в интересах частных, пусть и очень близких к власти лиц.

Обзор, конечно, закрытый, но шила в мешке не утаишь. Неужели Сбербанк перешел на сторону оппозиции? Нет, конечно, – на открывшемся через несколько дней ПМЭФ глава «Сбербанка» Герман Греф вынужден был публично извиниться перед своим коллегой из «Газпрома» Алексеем Миллером. А до этого он обрушился на своих подчиненных: «Что это – безответственность или сознательная провокация, я не могу сказать». Гражданин США Александр Фэк к тому моменту был уже уволен (сейчас он работает подальше от России, в Бостоне), а через несколько дней после него подал в отставку и Александр Кудрин. В июне 2018 года, сразу после ПМЭФ, международный журнал Institutional Investor признал его лучшим аналитиком по России. Sberbank CIB эту новость не опубликовал.

Какое-то время Кудрина-младшего по инерции еще рассматривали как кандидата на высокие посты, но, судя по всему, сырьевые лоббисты не хотели даже слышать эту фамилию. К тому же процедура покаяния не завершена: сам Кудрин, по крайней мере в публичном пространстве, не опроверг факты и выводы своего подчиненного.

Что ж, пожелаем Александру Александровичу долгой и плодотворной работы в «Атоне». Не беремся судить, право ли было его подразделение в своих обвинениях, а иначе как обвинениями некоторые выводы не назвать, но сам факт высказывания претензий к «священным коровам» заслуживает уважения. Великий Крылов был неправ, когда смеялся над облаивающей слона Моськой – в ее нелепых действиях были и мужество, и самопожертвование.

Иностранные компании понесли убытки свыше $107 млрд в результате ухода из России
Реклама