29 марта ‘24, Пятница

Инфракрасная обсерватория оседлала Boeing

В США заработала самая крупная крылатая обсерватория в мире. На борту самолета Boeing-747 поднялся в стратосферу уникальный телескоп, сравнимый по своим характеристикам с лучшими орбитальными обсерваториями.

Инженеры NASA открыли новую страницу в изучении Вселенной в инфракрасном диапазоне. Заработала самая крупная в мире летающая обсерватория, которой не страшно влияние земной атмосферы, сильно мешающей работать наземным инфракрасным телескопам. На днях с американской военной базы в Палмдейле (Калифорния) совершил первый научный полет переоборудованный грузовой Boeing 747 – Стратосферная инфракрасная обсерватория SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy).

Выше радуги

С работой обсерватории ученые связывают большие надежды. Дело в том, что наземным телескопам мешает водяной пар, который сильно поглощает инфракрасное излучение. По задумке инженеров, SOFIA должна совершать многочасовые полеты на высотах 13-15 километров. 99% водяного пара атмосферы Земли сосредоточено ниже этих высот.

Летающую обсерваторию создавали с 1996 года, в ее постройке участвовали специалисты NASA и немецкого космического агентства DLR. Для базирования обсерватории специалисты выбрали один самых широкофюзеляжных самолетов в мире – легенду американского самолетостроения Boeing-747 «Джамбо джет». Выбор позволил установить в хвостовом отсеке самолета зеркало диаметром 2,5 метра. Астрономы надеются, что наблюдения на подобном инструменте помогут ответить на многие вопросы о звездообразовании в нашей галактике, а также открыть новые экзопланеты. В задачи телескопа также входит наблюдение за органическими молекулами в межзвездном пространстве и за образованием и эволюцией черных дыр. Научные приборы телескопа способны фиксировать излучение от широкого класса объектов. Особенно ученых интересуют пыль и горячий газ в областях активного звездообразования. Инструмент способен вести наблюдения в диапазоне 0,3 – 1600 микрон.

По разрешающей способности обсерватория встанет в один ряд существующими ныне космическими телескопами Hubble, Spitzer, Herschel и с еще не готовым телескопом имени Джеймса Уэбба.

Взлетев с авиабазы в Палмдейле, самолет пробыл в воздухе 10 часов. «Эти первые полеты показывают готовность проекта и его способность проводить научные измерения», -- заявил глава департамента астрофизических исследований NASA Джон Морс. Первый полет принес и первые снимки.

«Наша главная цель – туманность Ориона, наша фабрика новых звезд», -- заявил Марк Моррис, профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе, которому одному из первых довелось участвовать в наблюдательном полете.

SOFIA – не первая в мире крылатая обсерватория. Она стала преемником воздушной обсерватории Койпера – модифицированного реактивного самолета C-141 с 90-сантиметровым зеркалом, летавшего с 1974 по 1995 год.

В мир науки Boeing-747 SP (Special Perfomance) попал из гражданской авиации. Совершив первый полет в 1977 году, самолет состоял в парке давно прекратившей свое существование авиакомпании Pan American. Ученые надеются, что науке самолет прослужит еще лет двадцать.

Россиян обяжут платить налоги за покупки в иностранных интернет-магазинах