19 апреля ‘24, Пятница

Шторм на Сатурне продолжался два месяца

Гигантский атмосферный шторм, который случается раз в 30 лет, разглядели ученые в северном полушарии Сатурна. Наблюдать двухмесячную бурю астрономам помог космический аппарат Cassini.

Первые предвестники бури, которая разыгралась в атмосфере планеты минувшей зимой, были замечены наземными телескопами 5 декабря 2010 года. В тот день в северном полушарии Сатурна на широте 370 появилось едва различимое светлое пятно. Примерно в это же время космический аппарат Cassini зарегистрировал первую электрическую активность, связанную с разрядами в атмосфере. В дальнейшем шторм, за которым стали следить с орбиты Сатурна и с Земли, превратился в огромный вихрь, опоясавший все северное полушарие планеты. В своем максимуме площадь шторма составляла 4 миллиарда квадратных километров, в восемь раз превысив площадь поверхности Земли.

Радиогром

По словам ученых, в этот период частота электрических разрядов в десять раз превышала прошлые пики, наблюдавшиеся за все время нахождения аппарата на орбите Сатурна. «Сатурн не похож на Землю или Юпитер, где бури случаются довольно часто. Похоже, атмосфера Сатурна годами не проявляет активности, а потом ее неожиданно прорывает», -- пояснил Эндрю Ингерсол (Andrew Ingersoll), соавтор исследования гигантской бури, опубликованного в Nature.

В моменты максимальной интенсивности молний частота разрядов превышала 10 вспышек в секунду, так что даже высокое временное разрешение приборов Cassini не позволяло регистрировать отдельные молнии в радиодиапазоне.

С 2004 года, когда Cassini оказался на орбите Сатурна, ученые наблюдали десять бурь, бушевавших в южном полушарии, где до 2009 года царило лето. Смещение активности в северное полушарие астрономы связывают с весной, которая пришла сюда в августе 2009 года. «Этот шторм восхитителен, он показывает, как смена времен года и солнечное освещение драматическим образом возбуждают погоду на Сатурне», -- пояснил Джордж Фишер (Georg Fischer), руководитель работы.

Ученые считают, что наблюдавшийся ими в течение двух месяцев, до февраля 2010 года, шторм – ни что иное, как возникающая раз в сатурнианский год (29,5 лет) гигантская буря, которую астрономы привыкли называть Большим белым пятном. Существующие модели атмосферы Сатурна объясняют это редкое явление конвекционными потоками водяного пара в ее толще.