29 марта ‘24, Пятница

Соленые ручьи наследили на Марсе

На поверхности Марса впервые обнаружены сезонные изменения. Темные полосы, замеченные спутником MRO на южных склонах кратеров, говорят о том, что по весне там текут соленые ручьи.

Ученые уверены, что вода или другая жидкость участвовала в формировании поверхности Марса в далеком прошлом. Однако бывает ли вода в жидком состоянии близко к поверхности планеты в наши дни – этот вопрос остается открытым. Скорее всего, бывает, и она соленая, говорят авторы исследования, опубликованного в пятницу в журнале Science. Анализируя снимки, полученные космическим аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, ученые заметили странную деталь. На южных склонах одних и тех же кратеров каждую марсианскую весну появляются длинные темные образования, которые к осени укорачиваются или вовсе исчезают. Эти полосы довольно узкие, шириной 0,5-5 метров, появляются они на крутых склонах с уклоном 25-40 градусов. Полосы можно наблюдать в конце весны лишь в южном полушарии между 48 и 32 параллелями. Ученые выяснили, что эти образования начинают расти, когда локальная температура достигает максимума, от минус 23 до 127 градусов Цельсия.

Журчат ручьи

«Лучшее объяснение этим явлениям -- потоки соленой воды, хотя наше исследование и не доказывает этого», -- пояснил Альфред МакИвен (Alfred McEwen) из Университета Аризоны в Тусоне. Для объяснения феномена ученые выдвинули несколько версий. Среди них -- осыпание склонов под воздействием солнечного нагрева, а также влияние пылевых дьяволов. Однако наиболее подходящим объяснением планетологи считают потоки соленой воды. Дело в том, что полоски образуются при температуре, при которой чистая вода застывает. Если же в воде присутствуют соли, то, как известно, температура ее кристаллизации падает.

Первым едва заметные изменения склонов заметил студент Луендра Ойха (Lujendra Ojha), который использовал программу для сравнения пар снимков марсианской поверхности. «Я был озадачен, когда прогнал снимки через программу и впервые увидел эти снимки. Вскоре мы сообразили, что полоски отличаются от желобов, которые наблюдались раньше. Эти – определенно сезонные, некоторые удлиняются более, чем на 200 метров всего за два земных месяца», -- пояснил Ойха.

Попытка найти воду внутри полос успехом не увенчалась. Хотя возможно, у спектрометра CRISM просто не хватило разрешения. Ученые считают, что темные полосы могут быстро высыхать, кроме того, с приходом тепла жидкость может струиться не по поверхности, а под ней. А еще ручьи могут просто переориентировать частицы грунта и делать их заметнее с орбиты. Почему темные полосы снова светлеют с похолоданием, остается загадкой. «Пока это остается тайной, однако, думаю, ее можно раскрыть дальнейшими наблюдениями и экспериментами», -- пояснил МакИвен. До последнего времени замерзшая вода была обнаружена лишь под поверхностью Марса в средних и приполярных широтах. Желоба, обнаруженные на некоторых марсианских склонах, несколько лет назад указали астрономам на то, что вода (или другая жидкость) участвовала в формировании марсианского рельефа в недалеком геологическом прошлом.

Если гипотеза ученых о существовании под поверхностью Марса соленой воды подтвердится, это станет первым свидетельством того, что в геологическом смысле планета не мертва, и на ней продолжаются различные процессы. А значит, снова может актуальным стать вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?».

ЦБ продлил ограничения на перевод средств за рубеж