25 апреля ‘24, Четверг

Астрономы открыли звезды комнатной температуры

Холоднее человеческого тела – настолько низкой температурой обладают самые холодные звезды во Вселенной. Отныне они образуют новый класс.

Инфракрасная космическая обсерватория WISE помогла астрономам обнаружить новый класс звезд с необычайно низкой температурой. Открытие ученых дополнило тип коричневых карликов – самых холодных звезд во Вселенной, третьим, до последнего времени остававшимся гипотетическим, классом Y, за которым астрономы охотились несколько десятилетий.

Коричневые карлики – субзвездные объекты, массы которых не хватает для зажигания в их недрах термоядерных реакций. Если же эти реакции и возникают, их все-таки не хватает для компенсации потерь тепла звезды на излучение. Поэтому такие звезды обречены на медленное остывание и превращение в планетоподобные объекты. Если звезды других типов за счет термоядерных реакций светят и греют, то коричневые карлики только «греют», и заметить их излучение можно лишь в тепловом, инфракрасном диапазоне электромагнитных волн. Температура типичных коричневых карликов лежит в диапазоне 300-30000С. Поэтому сказать «греют» о найденных звездах класса Y, температура которых не превышает 250С, можно с большой натяжкой.

«В поисках этих и других объектов WISE сканирует все небо, и лишь его чувствительные инфракрасные приборы смогли заметить тусклый свет таких звезд. Для телескопа WISE они выглядят в 5000 раз ярче, чем для наблюдателя с Земли», – пояснил Йон Морс (Jon Morse), директор подразделения астрофизики в штаб-квартире NASA в Вашингтоне.

Не светит и не греет

Изучая коричневые карлики, астрономы пытаются ответить на фундаментальные вопросы происхождения звезд. Атмосферы таких «несложившихся» звезд очень напоминают по своему составу атмосферы газовых планет-гигантов, таких, как Юпитер. Однако исследовать коричневые карлики куда легче – ведь их излучение не перебивает свет соседних ярких звезд.

Из ста новых коричневых карликов, найденных WISE, шесть вошли в давно искомый класс Y. Одной из них, звезде WISE 1828+2650, отныне принадлежит статус самой холодной из всех известных – ее температура составляет 80 градусов по Фаренгейту или 250С.

«Температура коричневых карликов, которые мы находили до этого, соответствовала температуре печки. Открыв карлики класса Y, мы покидаем кухню и движемся в более холодные уголки нашего дома», – пошутил соавтор исследования Дейви Киркпатрик (Davy Kirkpatrick), соавтор исследования. Все найденные «недозвезды» лежат в относительной близости от Солнца, на расстоянии 9-4 световых лет. Расстояние от Солнца до ближайшей к нам «нормальной» звезды – Проксимы Центавра – составляет четыре световых года. «Меня будоражит мысль о том, что у нас есть соседи, которых нам еще предстоит открыть. С телескопом WISE мы можем найти коричневые карлики, которые ближе, чем Проксима Центавтра», – добавил ученый.

Кулич без дрожжей: не ждать, пока тесто поднимется