29 марта ‘24, Пятница

Темная материя оказалась еще темней

Таинственная темная материя, не дающая разлетаться звездам всех галактик, приготовила астрономам новый сюрприз. То немногое, что ученые знали об этой субстанции, теперь снова подлежит пересмотру.

Темная материя – невидимая составляющая Вселенной, обнаруживает себя исключительно по гравитационному взаимодействию с видимой, барионной составляющей, на которую приходится лишь 5% всей массы Вселенной.

Именно темная материя удерживает звезды галактик на своих орбитах, не давая им разлетаться в стороны. Астрономы считают, что эта субстанция состоит из массивных, медленно движущихся («холодных») частиц, которые, притягиваясь друг к другу, образовывали сгустки, а вокруг них позднее возникали галактики, которые мы наблюдаем сейчас. Изучение карликовых галактик является отличным примером наблюдения за темной материей, ведь ее доля в таких галактиках достигает 99%. Прежние расчеты показывали, что в галактиках темная материя должна быть сосредоточена в центре, однако, как выяснил Мэтт Уолкер (Matt Walker) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, это не так.

Группа ученых решила исследовать распределение темной материи в двух соседних с нами карликовых галактиках – в созвездии Печи и Скульптора. Эти галактики содержат до 10 млн звезд, в то время как в Млечном пути находится до 400 млрд звезд. В рамках своего исследования ученые измерили положения, скорости и химический состав нескольких тысяч звезд этих галактик. «Звезды в карликовых галактиках роятся, как пчелы в улье, а не кружат по спокойным круговым орбитам, как в спиральных галактиках. Это делает изучение темной материи еще более интересным», – пояснил соавтор исследования Хорхе Пенаррубия (Jorge Peñarrubia).

Анализ данных показал, что в обоих случаях, вопреки предсказаниям, темная материя «размазана» по довольно широкой части галактик – до нескольких сотен световых лет длиной.

«Если представить карликовую галактику в виде персика, то стандартная космологическая модель говорит, что в его центре должна быть косточка из темной материи. В отличие от этого, карликовые галактики, которые мы исследовали, оказались персиками без косточек», – добавил астроном. Как объяснить расхождение с теорией, ученые пока не знают. По их мнению, барионная материя может размешивать темную, либо темная материя состоит не из холодных частиц, как считалось до сего момента, а более энергичных, горячих. Работа ученых принята к публикации в журнале Astrophysical Journal .

Россиян обяжут платить налоги за покупки в иностранных интернет-магазинах