16 февраля ‘19, Суббота

Ученые нашли новорожденную экзопланету

Воочию понаблюдать за рождением совсем юной планеты удалось американским астрономам. Разглядеть новорожденную помог газопылевой диск и изысканная методика наблюдений.

Открытие было сделано на 10-метровом телескопе Кека на Гавайях. Объект LkCa 15 b, обнаруженный рядом со звездой LkCa 15, выглядит, как горячая протопланета, вращающаяся вокруг звезды. Ее движение происходит в прорехе внутри газопылевого диска, вещество которого продолжает выпадать на планету и увеличивать ее массу.

«LkCa 15 b – самая юная из всех экзопланет, что были найдены ранее. Она примерно в пять раз моложе предыдущей рекордсменки. Раньше мы не могли увидеть подобный феномен, так как он наблюдается слишком близко от звезды. Сегодня мы впервые можем увидеть саму планету и пылевую материю вокруг нее», – пояснил Адам Краус (Adam Kraus) из Гавайского института астрономии.

Обнаружить столь сложно наблюдаемое явление помогли астрономам два трюка. Во-первых, в телескопе была применена так называемая адаптивная оптика, которая за счет быстрых движений деформируемого зеркала компенсирует дрожание атмосферы и тем самым улучшает качество изображения. Вторым ухищрением стало использование спекл-интерферометрии – метода, который позволяет в значительной мере исключить размытость, вызванную искажениями в атмосфере и оптической системе телескопа. «Интерферометрия существовала с XIX века, однако только вкупе с адаптивной оптикой мы смогли разглядеть ближайшие молодые звезды. Семь лет мы пытаемся довести эту технологию до предела, используя крупнейшие в мире телескопы», – пояснил Майкл Айленд (Michael Ireland), соавтор исследования. На снимке, полученном учеными, сама звезда закрыта маской, а весь свет излучается холодным газопылевым диском. Дыра в центре диска простирается на 55 астрономических единиц, в ней-то астрономы и заметили новорожденную планету.