Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:55
Москва
19 марта ‘24, Вторник

Андрей Коробка: Кубань сохранит статус главного экспортера зерна в стране

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка рассказал о посевной кампании, планах сбора урожая и экспорта зерна, а также о развитии виноградарства и производстве органической сельхозпродукции в регионе.

— Андрей Николаевич, посевная кампания в Краснодарском крае в разгаре. Как Вы оцениваете ситуацию в полях?

— Ситуация складывается вполне благоприятно. По севу взяли хороший темп. Сев ранних яровых уже завершен, на завершающей стадии сев пропашно-технических культур.

В ближайшие дни приступаем к севу риса. В этом году им будет занято 125,3 тыс. га, это на 7% больше чем в прошлом году.

Работы ведутся и на озимом поле. По оценкам специалистов, все посевы находятся в хорошем состоянии, перезимовали без потерь. Надеюсь, что эта положительная тенденция сохранится.

— Можно ли уже давать прогнозы по урожаю?

— При благоприятных погодных условиях гарантированно соберем не ниже уровня прошлого года. Пшеницы — не менее 9 млн тонн, в целом зерновых колосовых и зернобобовых культур — не менее 10 млн тонн.

По яровой группе делать какие-либо прогнозы не то чтобы преждевременно, а даже нецелесообразно. Вспомните события прошлого года — в конце весны были все предпосылки к новым рекордам, но июньский град, а позже и засуха, внесли свои серьёзные коррективы.

— Какой объём зерна планируется экспортировать?

— Думаю, статус главного региона-экспортера зерна в стране и одного из ведущих в мире Краснодарский край сохранит. В прошлом году мы экспортировали 10,3 млн тонн зерна в более чем 80 стран мира. Увеличение к 2017 году — 18%. Наши главные покупатели — Турция, Египет, Бангладеш, Вьетнам, Израиль, Индонезия, Камерун, Южная Корея. В прошлом году добавилось ещё 15 стран, в числе которых — Франция, Испания, Норвегия, Швеция, Иордания, Мавритания, Намибия.

Сейчас ориентируемся на экспорт порядка 10 млн тонн зерна, в дальнейшем всё будет зависеть от ситуации на мировом зерновом рынке.

— Какие ещё планы по экспорту сельхозпродукции?

— В части экспорта наши планы идут параллельно с задачами в рамках профильного нацпроекта. К 2024 году краю необходимо нарастить экспортные поставки до 3,8 млрд долларов в денежном выражении. Есть конкретные целевые показатели по доле экспорта сырьевой сельхозпродукции и по продукции переработки.

По экспорту сырья у нас работа налажена — есть хорошие объемы продажи и гарантированные рынки сбыта. По экспорту готовых продуктов результаты тоже неплохие, но потенциал использован далеко не полностью. В прошлом году доля продуктов пищевой и перерабатывающей отрасли в общем объеме экспорта сельхозпродукции края составила 21,5% или 561,9 млн. долларов. В основном это масложировая продукция. До 2024 года объём экспорта несырьевых продуктов АПК должен вырасти в сравнении с 2018 годом в 3,6 раза.

Приоритетные направления, за счет которых планируется наращивать объём несырьевого экспорта — масло-жировая, мукомольно-крупяная и крахмало-паточная продукция. Также есть резервы по экспорту птицы, винодельческой продукции, соков, кондитерской продукции.

С теми ресурсами, которые есть у нашего АПК, и существующими механизмами господдержки, в выполнении этих задач нет сомнений. Мы пришли к тому, что отрасль получает ежегодно не менее 8 млрд рублей субсидий по различным направлениям. Также с этого года дополнительные средства выделяются конкретно под реализацию экспортных возможностей. К тому же, высокое качество кубанской продукции обеспечило себе востребованность на внешних рынках.

— Как вы оцениваете ситуацию в отрасли виноградарства на сегодняшний день? Нуждается ли она в какой-либо корректировке или государственной поддержке? Какой урожай планируется собрать в текущем году? Какие прогнозы по производству вина?

— На отрасль виноградарства как на одну из приоритетных направлений в АПК в последние три года выделяются достаточно крупные суммы господдержки. В этом году — 714 млн рублей из федерального и краевого бюджетов.

Увеличение господдержки всех видов работ на виноградниках, рост погектарных ставок в 4-5 раз способствуют развитию отрасли виноградарства. Так, в 2018 году в планах было заложить виноградники на площади 2100 га, но по факту заложили свыше 2152 га, или на 41% больше уровня 2017 года.

На сегодняшний день в крае почти полностью проведена реновация виноградников, раскорчеваны непродуктивные насаждения и заложены новые, высокоэффективные и востребованные сорта. Они обеспечивают стабильную, самую высокую урожайность в стране — это порядка 100 ц/га.

В 2019 году рассчитываем собрать более 200 тыс. тонн винограда, точнее прогнозировать валовый сбор винограда можно будет в первой — второй декаде июня, после цветения. В планах по производству вина ориентируемся на показатель 14,2 млн декалитров, по шампанскому — 3,7 млн декалитров.

— Какие планы на этот год по мероприятиям, направленным на развитие сельских территорий?

— В этом году на реализацию мероприятий по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» выделено более 350 млн рублей из федерального и краевого бюджетов. Они позволят реализовать локальные проекты по газификации сельских поселений, строительству спортивных площадок и врачей общей практики, а также запустить реализацию первого проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку. Он будет реализовываться в одном из поселений Белореченского района в ближайшие два года. Общая стоимость проекта — 176 млн рублей. За счёт этих средств будет строиться детский сад, спортивный комплекс и объекты инженерной инфраструктуры. В этом году проектом предусмотрено строительство детского сада на 80 мест.

Кстати, планируется, что с 2020 года подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» будет действовать в статусе самостоятельной государственной программы. Одно из приоритетных направлений этой программы как раз мероприятия комплексного развития села. То есть субсидии будут предоставляется с учетом наличия в населенном пункте реализуемых инвестпроектов и уже действующих крупных производств, причем не только в сфере АПК. Вокруг таких объектов благодаря данной программе будут создаваться инженерная и социальная инфраструктура. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест на селе, обеспечению занятости, повышению уровня жизни, обеспечению комфортных условий для проживания. Для нашего аграрного региона этот формат актуален. АПК — на третьем месте по объему инвестиций, именно в этой отрасли развиваются передовые технологии.

— Сегодня в числе актуальных вопросов в АПК — создание защищенного бренда отечественной «зеленой» продукции, развитие рынка органической продукции. Насколько развито это направление на Кубани?

— На Кубани закон об органическом земледелии приняли ещё шесть лет назад, мы в этом вопросе были, можно сказать, первопроходцами. Но назвать его действенным сложно, так как на федеральном уровне соответствующих законодательных требований не было.

Сейчас, когда закон принят, уверен, что конкретно в нашем регионе производство органической сельхозпродукции выйдет на новый уровень. Во-первых, под это есть прочная основа. Сегодня кубанские аграрии производят достаточно широкий ассортимент «зеленой» продукции для внутреннего рынка — это овощи, бахчевые, соки, рис. Да, её стоимость на порядок выше массовой продукции, но у неё есть свой потребитель. Наличие её на полках торговых сетей нашего края доказывает это.

Во-вторых, на Кубани идеальные аграрно-климатические и логистические условия для ведения органического сельского хозяйства.

В развитии данного направления ключевую роль будет играть экономическая поддержка государства, так как агротехнологии производства «зеленой» продукции достаточно затратные. Требуются биоудобрения, специальная техника, селекционно-генетическая база. Всё это есть у нас в регионе, но доступно далеко не всем производителям.

И, конечно, нам всем нужны федеральные стандарты оценки степени экологичности продукта на полке. Я думаю, что при поддержке отраслевых союзов, энтузиастов экологизированного производства и науки мы к этому придем.

Реклама