25 марта ‘19, Понедельник

Ученые создали "мертвую воду"

Фото: Pixabay.com

Андрей Гейм и Константин Новоселов выяснили, как сделать воду "мертвой" и лишить ее уникальных растворяющих свойств.

Об этом сообщает журнал Science.

Открытие "мертвой воды" имеет вполне конкретные приложения для других наук, особенно для биологии.

Она поможет  понять, почему вода так важна для существования жизни, отмечает Андрей Гейм из Манчестерского университета. Тонкие прослойки воды – "скульпторы жизни", рассказал он.

Вода остается одной из самых загадочных субстанций на Земле. Она обладает аномально высокой температурой кипения и замерзания, необычной теплоемкостью и способностью растворять множество органических и неорганических соединений.

Это свойство воды связано с высоким электрическим дипольным моментом, то есть с тем, как распределены положительные и отрицательные заряды по молекуле. Молекулы воды обладают очень высоким дипольным моментом, поскольку электроны в ней "притянуты" к атому кислорода, а положительно заряженные атомы водорода удалены от них.

Ученых давно интересовало, сохраняет ли она эти свойства в тех случаях, когда молекулы воды уложены в считанное число слоев.

Гейм и Новоселов решили эту задачу. Используя лист графита, ученые уложили пленки из нитрида бора поверх него так, что у них получился своеобразный "домик". В такие "комнаты" могло попасть очень небольшое число молекул воды. Это позволило ученым точно измерить их физические свойства.

Свойства воды резко менялись когда ее толщина приближалась к двум нанометрам. Вода становилась "мертвой" и теряла свои удивительные диэлектрические свойства и переставала быть универсальным растворителем.

Это открытие очень важно для изучения эволюции жизни и поисков собратьев по разуму, поскольку тонкие пленки из воды могли играть важную роль в эволюции первых сложных молекул, в том числе ДНК, считают ученые.