Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:35
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

Липский: что принесла России послекрымская пятилетка

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Пять лет назад РФ присоединила Крым.

Это в корне изменило положение страны на международной арене и развернуло ее внешнюю политику. Запад оценил случившееся как слом сложившегося миропорядка, как опасное нарушение Россией системы международных договоров, которые ранее способствовали окончанию холодной войны.

Западные политики стали опасаться, что Кремль взял курс на силовой реванш в зоне своих «жизненных интересов». Далее последовали санкции.

В России все годы после присоединения Крыма шла и идет до сих пор масштабнейшая «пропаганда успеха», отмечает журналист Андрей Липский. Что же в действительности, а не согласно телепропаганде, принесли России на международной арене прошедшие 5 лет?

Липскеров сообщает, что в современности целями внешней политики являются не расширение территорий и не формирование империй. Существуют две простые цели — обеспечение безопасности страны и создание для нее оптимальных условия социально-экономического развития.

Существуют и иные цели, но они подчиненны двум главным. Это: хорошие отношения с соседними странами, увеличение количества союзников, укрепление имиджа страны на международной арене, участие в выгодных для страны союзах и так далее. Через призму этих целей стоит оценить послекрымскую политику РФ, пишет Липский.

Безопасности не прибавилось, а скорее убавилось, поскольку укрепление ВС и оснащение их современным оружием автоматически не усиливает безопасность. В мире много других сильных государств, также нацеленных на укрепление своей безопасности.

Присоединив Крым, Кремль полностью перечеркнул проект вхождения РФ в западные структуры, пишет журналист. Этот проект в разных вариантах присутствовал в политическом дискурсе страны около 25 лет. Он не был реализован, но создавал мирную обстановку и на долгое время отодвинул вопрос военно-политического противостояния.

На смену ему пришли резкая конфронтация Москвы и Вашингтона и значительное ухудшение отношений РФ со странами ЕС. В результате РФ получила укрепление НАТО, рост военных расходов этой организации, размещение у российских границ групп американских военных и новых вооружений и начало новой гонки вооружений, которая при несоразмерности возможностей России и Запада может иметь для нашей страны самые печальные последствия, полагает журналист.

Разрушается российско-американская система ограничения вооружений — разрушен ДРСМД, вряд ли будет продлен ОСВ-3, заканчивающийся в 2021 году. В это виновата далеко не только Россия, США этому активно способствовали. Но после Крыма общественное мнение Запада убеждено в наличии «русской угрозы», что делает усиление НАТО более понятным даже для европейцев, традиционно заинтересованных в хороших отношениях с Россией, считает журналист.

Этот рост напряженности происходит при отсутствии переговоров о разоружении, сокращении двусторонних контактов и значительном снижении доверия. Стоит учесть, что есть реальные военные конфликты (на Украине и в Сирии), где РФ и США находятся как бы по разные стороны баррикад.

Ряд случайностей в такой раскаленной атмосфере может привести к эскалации, предполагает Липский. Несомненно, масштабная война никому не нужна, но говорить об «укреплении безопасности» также неуместно, считает он.

Что касается союзников, то их у России нет, пишет журналист. Этим современное противостояние России и Запада отличается от блоковой конфронтации времен холодной войны. Постсоветские государства, входящие в евразийские проекты вокруг РФ, сложно назвать союзниками.

Украина стала врагом. С Белоруссией и Казахстаном есть экономическая интеграция, но они не союзники. Вхождение Крыма в состав РФ, поддержка «русского мира» в ДНР этими государствами приняты формально. Они опасаются за себя, мысленно примеряя опыт Украины, считает Липский.

По этой причине экономическое партнерство приветствуется, а политические надстройки — однозначно нет. Для Лукашенко «союз» с Москвой имеет практический, «льготный» смысл. При этом он пытается постепенно налаживать отношения с Западом для противовеса, полагает журналист.

Китай, являющийся сейчас «стратегическим партнером» России, никогда не будет ее союзником. Через партнерство с РФ Китай прагматически выжимает из Запада более выгодные условия сотрудничества. При этом он стремится к роли «старшего» партнера, и ему это удается, поскольку он экономически и технологичеки более силен.

С большинством соседей — непосредственных и просто ближних — у России отношения за прошедшие 5 лет ухудшились. Среди этих стран: Белоруссия, Норвегия, Финляндия, страны Балтии, Польша. После «Крыма» и военного конфликта на востоке Украины возможность так называемой российской угрозы толкает Грузию и Молдову в сторону Запада, в НАТО и ЕС, отмечает журналист.

Внешние условия экономического развития страны заметно ухудшились, что очевидно, считает он. Расходы на оборону растут, западные инвестиции в страну не приходят, российская экономика замыкается в самой себе и постепенно теряет преимущества глобализации и так далее.

После «Крыма» России грозит геополитическое одиночество, изоляция и автаркия, пишет Липский. Непризнанное мировым сообществом присоединение Крыма на долгое время стало болезненной занозой, считает он.

«Не имея в своем распоряжении, кроме военной силы, иных козырей — экономических, технологических, мягкой силы, — теряя союзников, добрых соседей, международную поддержку, Россия все больше архаизируется и теряет шансы развития», — пишет журналист. Этот путь приведет страну в тупик, а поэтому основная задача российского общества — попытаться найти из него выход, полагает он.

Реклама