29 марта ‘24, Пятница

Рельефы древнейшего храма на Земле поведали о падении астероида

Шотландские ученые заявили, что им удалось расшифровать зооморфные рельефы на стенах мегалитического храма в Турции, одного из древнейших сохранившихся культовых сооружений на Земле. Оказалось, что в них имеется указание на астероид, который упал около 13 000 лет назад, вызвав серьезное похолодание климата.

К такому выводу пришли специалисты из Университета Эдинбурга, чья статья опубликована в журнале Mediterranean Archaeology and Archaeometry.

Около 13 тысяч лет назад на Земле началось резкое похолодание, продлившееся около 1000 лет – эта эпоха получила название «младший дриас». Климатические сдвиги заставили вчерашних охотников-собирателей заняться сельским хозяйством, так что этот период имел важнейшее значение для развития человечества.

Некоторые ученые полагают, что причиной младшего дриаса послужило падение крупного астероида или какого-то другого небесного тела. Авторы статьи нашли подтверждение этой гипотезе, изучая рельефы мегалитического храма Гебекли-Тепе, расположенного в Турции недалеко от границы с Сирией.

На рельефах, высеченных на каменных столбах, изображены абстрактные значки, а также многочисленные звери, птицы и рыбы. Отталкиваясь от того, что на одном из столбов высечен скорпион, знак одноименного зодиакального созвездия, ученые предположили, что перед ними не что иное как астрономическая летопись.

Сопоставив рельефы с видом звездного неба той эпохи, исследователи установили, что на столбе 43 запечатлено какое-то необычное астрономическое явление. Внизу рельефа изображен безголовый человек, что указывает на катастрофический характер произошедшего. По словам ученых, создатели Гебекли-Тепе могли наблюдать метеоритный дождь, сопровождавший падение крупного небесного тела.

Рельеф столба 43, если привязать его к положениям созвездий, примерно соответствует 10950 году до нашей эры. Интересно, что, судя по кернам гренландских льдов, астероид, спровоцировавший начало младшего дриаса, врезался в Землю в 10890 году до нашей эры. Если это так, то комплекс Гебекли-Тепе представляет собой древнейшее дошедшее до нас рукотворное свидетельство о космических катастрофах.