Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

00:06
Москва
29 марта ‘24, Пятница

«Арабы – люди разумные, эффект Ливии должен отрезвить их»

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Эксперты-востоковеды спорят о том, в каких арабских странах могут повториться революционные события наподобие Туниса, Египта и Ливии. Наиболее очевидные кандидаты -- Бахрейн, Йемен, Саудовская Аравия и Алжир. Впрочем, многие специалисты утверждают, что даже в этих странах правители смогут справиться с протестующими и череда арабских революций закончится.

Александр Шумилин, руководитель центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады:

Пример Ливии всех напугал. Я думаю, никто не хочет повторения этого сценария с таким количеством жертв. Во многих странах руководство приняло превентивные меры – финансовые вливания, обещания политических реформ и т.д. Думаю, они будут готовы выполнить эти обещания, да и оппозиционеры теперь выдвигают разумные требования.

Евгений Сатановский, президент Института изучения Ближнего Востока:

На кого Бог пошел, там революционные события и повторятся. А они обязательно будут повторяться. На пространстве от Марокко до Пакистана нет исключений. Переживут все катаклизмы только Турция, которая приобретет дополнительное влияние за счет ослабления кипящих стран, и Иран, которому все эти события на руку. Думаю, что меры, которые приняли руководители арабских государств, никак им не помогут. Поздно и недостаточно. Например, Саудовская Аравия – это монархия. Какой тут выход – только свергнуть монарха.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

Если говорить о краткосрочных кандидатах, то это Йемен, где ситуация для власти последовательно ухудшается, и Алжир – это постоянный кандидат. Пока ничего критического там нет, но надо учитывать наличие еще с начала 1990-х годов подавленного потенциала несогласия. Он может представлять большой риск, особенно если возникнет новая волна дестабилизации в Тунисе. В других странах непосредственной угрозы вроде бы нету, хотя такие потенциально бедные страны как Мавритания, Марокко (в меньшей степени), Бахрейн – они все очень уязвимы. Это может не рвануть немедленно, но волна, запущенная Ливией, Египтом и Тунисом, скорее всего, продолжит подтачивать всю эту систему.

Александр Филоник, руководитель центра арабских исследований Института востоковедения РАН:

Эффект Ливии может подействовать отрезвляюще. Все-таки арабы – разумные люди, это торговая нация. Они понимают, что худой мир лучше доброй ссоры. Хотя в принципе возможно все, демонстрации идут в Йемене и Бахрейне, они могут закончиться чем угодно.

Григорий Косач, профессор кафедры современного востока РГГУ:

Процесс распространяется, но это вовсе не означает везде и повсюду конец режима. В Бахрейне ситуация в стадии переговоров, в Саудовской Аравии, действительно, очень серьезные петиции к королю, но он уже предпринял необходимые меры, по крайней мере, на материальном уровне, и в дальнейшем, судя по всему, начнется общенациональный диалог. Думаю, список тех стран, где существовали самые серьезные проблемы и где речь шла о смене руководства и режима, мы уже исчерпали. Представить себе подобную ситуацию, скажем, в Ливане, я не могу. В Сирии – в принципе, возможно, но пока никаких предпосылок нет и, даст Бог, не возникнет.

Аполлон Давидсон, руководитель центра африканских исследования Института всеобщей истории:

Сегодня ни один серьезный эксперт не даст ответы на два главных вопроса: почему все это случилось и какие последствия будет иметь, приведут ли революции к демократизации или, наоборот, к радикализации. Конечно, позже появятся «бобчинские и добчинские», которые поспешат заявить: «А я первый это предсказал». Но сейчас угадать развитие событий невозможно. Ясно одно: влияние будет очень серьезным, причем его почувствует на себе весь мир.

Руслан Кондаратов, член комитета Госдумы по международным делам:

Многие высказывали мнение, что аппараты в таких странах, как Тунис, Египет и Ливия с их бронированной безопасностью непоколебимы. Но то же самое западные эксперты говорили о коммунистическом восточном блоке в конце 1980-х. Тогда никто не понимал, насколько изнутри эти режимы были слабыми и как легко они могут пасть однажды, когда граждане смогут пересилить свой страх. Не исключено, что в ближайшее время события в Северной Африке станут в некоторой степени повторением изменений в Восточной Европе 1989 года.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама