28 марта ‘24, Четверг

Экзопланеты собрались в систему

Экзопланеты, открытые космическим телескопом имени Кеплера, достигли статистического количества. Выводы получились красивыми и наглядными, хотя, по мнению специалистов, и не очень корректными.

За зиму число открытых за пределами Солнечной системы планет перевалило за тысячу. Одних только кандидатов в экзопланеты, обнаруженных космическим телескопом Kepler методом транзитов, набралось уже 1235. Правда, их еще предстоит проверить методом допплеровской спектроскопии, однако ученые уверены, что статистика сильно не изменится.

Новые миры отличаются друг от друга по массе, размерам, температуре, удаленности орбит и типам звезд, вокруг которых они обращаются. Собранная статистика позволяет судить о разнообразии планетных систем рядом с другими звездами. Правда, с некоторой осторожностью.

Двое американских популяризаторов астрономии -- научный журналист Ли Билингс и профессор Университета Нью-Йорка Джереми Торп создали компьютерную анимацию, на которой все открытые телескопом Kepler экзопланеты вращаются вокруг общего центра.

Горячие и близкие

В реальном мире подобный ансамбль был бы невозможен. Компьютер же позволил разместить каждую планету на своей орбите и заставил двигаться с соответствующей скоростью. Каждая планета имеет свой нормированный радиус, а цвет характеризует ее температуру: красные – горячие, голубые -- холодные.

Ученые также построили двумерные диаграммы: эффективная температура – большая полуось и размер планеты – большая полуось.

Анимация наглядно иллюстрирует несколько важных выводов. Во-первых, большинство открытых планет сгрудилось в узкой области рядом с центром: в Солнечной системе они находились бы глубоко внутри орбиты Меркурия. Во-вторых, видно, что на каждую открытую планету-гигант приходится несколько более мелких планет. С другой стороны, планет, сравнимых по размерам с Землей или меньше ее также наблюдается мало.

Говорить, что полученная статистика отражает реальное распределение экзопланет по размерам и удаленности орбит, некорректно. То, что видят астрономы, зависит не только от объекта наблюдений, но и метода исследований. В этом заключается так называемый эффект селекции. Метод транзитов успешнее всего применим для планет, вращающихся на тесных орбитах. Дело в том, что удаленные планеты вращаются намного медленнее, и ждать их прохождения по диску собственных звезд нужно месяцами, а то и годами. «Эффекты селекции есть, и их немало, -- подчеркнул в разговоре с корреспондентом Infox.ru старший научный сотрудник отдела релятивистской астрофизики ГАИШ МГУ Сергей Попов. -- Они связаны и с размерами орбит (пока ученые почти не смотрели планеты с орбитами более 0,5 а.е.), и с размерами планет (трудно ловить планеты с размером порядка 1-2 земных и меньше)». Так что и телескопу имени Кеплера, и его преемникам работы хватит надолго.

Инфаркт вылечат по телефону: телемедицина на примере Новой Зеландии