29 марта ‘24, Пятница

Y-хромосома: больше, чем размножение

Группа американских генетиков пришла к выводу, что Y-хромосома имеет гены, которые важны не только для работы половой системы мужчины, но и для всего организма. Эти гены объясняют и то, почему мужчины и женщины по-разному переносят одни и те же заболевания.

У большинства млекопитающих клетки содержат две половые хромосомы: у самцов содержится Y и Х-хромосома, а у самок две Х-хромосомы. Считается, что они появились примерно 300 млн лет назад и произошли от общего предка с парой одинаковых хромосом.

За время эволюции Y-хромосома потеряла огромное количество генов. Сейчас подсчитано, что Y-хромосома содержит всего 78-86 генов, в отличие от Х-хромосомы, которая несет в себе около 1400 генов.

Существуют радикальные подсчеты, согласно которым, гены у Y-хромосомы исчезают со скоростью 4,6 в один миллион лет, Поэтому, считают некоторые генетики, Y-хромосома потенциально может полностью потерять свою функцию в течение следующих 10 миллионов лет.

Американские ученые под руководством директора Института Биомедицинских исследований Уайтхэда профессора Давида Пейджа (David Page) с этой точкой зрения не согласны. Хотя и с фактом потери генов они не спорят, но утверждают, что потери происходят гораздо медленнее, а функция Y-хромосомы слишком важна, поэтому в будущем она уж точно не исчезнет.

Когда ученые провели сравнительный анализ генов, которые несет Y-хромосома у шимпанзе, макак-резусов и у человека, то оказалось, что человек потерял только один ген за последние 25 миллионов лет.

«Эволюция говорит нам, что эти гены, действительно, важны для выживания вида. Они появились в процессе естественного отбора», - говорит ведущий автор исследования Уинстон Беллот (Winston Bellott).

«Наше исследование говорит о том, что Y-хромосома не может исчезнуть. И что гены, которые она несет, играют роль не только при размножении. Вполне возможно, что некоторые гены, которые несет в себе Y-хромосома включены в работу разных клеток и типов тканей. Насколько распространяется их влияние – это большой вопрос, который требует ответа, и который очень важен», -добавляет Давид Пейдж.

«Это значит, что нам нужно выйти за рамки биомедицинских исследований, когда пол человека не учитывается. Нам необходимо отойти от модели понимания механизмов возникновения болезней и их лечения, исходя из позиций, что пол не имеет значения», - говорит Пейдж.

Статья о роли Y-хромосомы в организме человека опубликована в последнем номере журнала Nature.