29 марта ‘24, Пятница

Японские ученые создают вакцину против высокого артериального давления

Японским ученым из Осакского университета удалось существенно продвинуться в разработке вакцины против повышенного артериального давления.

Высокое артериальное давление является одним из самых серьезных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Оно может быть связано с избыточным весом, курением, малоподвижным образом жизни, стрессом, генетикой.

Для лечения артериальной гипертензии традиционно применяются бета-блокаторы и ингибиторы АПФ. Но помимо медикаментозной терапии, врачи рекомендуют пациентам задуматься над своим образом жизни и постараться его изменить. Проблема состоит в том, что многие люди забывают принимать препараты или они оказываются неэффективными, для многих же изменить образ жизни - задача непосильная.

«Часто люди перестают принимать препараты, которые им назначил врач, и тогда это может привести к инсульту или другим серьезным нарушениям работы сердечно-сосудистой системы. Вакцина поможет лучше контролировать артериальное давление, а значит, поможет и избежать многих серьезных последствий», - говорит ведущий автор исследования профессор Хиронори Накагами (Hironori Nakagami).

Напомним, что любая вакцина направлена на организацию иммунного ответа организма. Например, вакцина против инфекционных заболеваний содержит ключевые белки бактерии или вируса, которые служат антигенами и вызывают реакцию иммунной системы. Поскольку получается, что возбудитель убит или ослаблен, эта реакция не сильная – человек не заболевает по-настоящему, симптомы болезни могут и вообще не проявляться. Но при этом иммунологическая память останется. При столкновении с настоящей инфекцией организм будет вооружен и сможет с ней справиться.

Несколько лет назад ученые стали работать над созданием вакцин против артериального давления. Эти вакцины направляют иммунный ответ таким образом, что он регулируют работу гормона ангиотензина II. Этот гормон вызывает сужение кровеносных сосудов, из-за чего повышается артериальное давление.

Такую вакцину впервые удалось получить медикам под руководством доктора Мартина Бачманна в 2008 году. Тогда результаты работы ученых были опубликованы в журнале The Lancet. Правда, эта вакцина вызывала неприятные побочные эффекты, напоминающие симптомы гриппа. Поэтому ее клинические испытания так и не начались.

Команде же профессора Накагами удалось продвинуться дальше и создать ДНК-вакцину против повышенного артериального давления. ДНК-вакцина представляет собой биоинженерную конструкцию, которая после введения в клетку вызывает иммунную реакцию. Как показали испытания новой вакцины против артериальной гипертензии на крысах, животные не испытывали никаких неприятных побочных эффектов, добавляет профессор Накагами.

«Мы разработали ДНК-вакцину, которая индуцирует образование антител к гормону ангиотензину II и подавляет его активность. Таким образом, это позволяет бороться с артериальной гипертензией. Правда, пока непонятно, как долго длится такая защита», - говорит профессор Накагами. Он добавляет при этом, что вакцина все же действует на определенный период времени.

Стоит отметить, что ДНК-вакцины пока используются только для животных. В 2005 году впервые ДНК-вакцина была одобрена для для вакцинации лошадей от вируса лихорадки Западного Нила.

Статья профессора Никагами и его коллег опубликована в последнем номере журнала Hypertension.