19 апреля ‘24, Пятница

Курение во время беременности изменяет ДНК будущего ребенка

К этому выводу пришла группа исследователей под руководством Кристины Маркунас (Christina Markunas) из Национального института изучения влияния окружающей среды на здоровье (Северная Каролина, США).

Медики не устают повторять, насколько вредно курение во время беременности. Эта вредная привычка может вызвать и преждевременные роды, может привести к недостаточному весу новорожденного малыша и даже стать причиной появления у ребенка заячьей губы.

Правда, ученым пока мало известно о механизмах этих серьезных нарушений. Скорее всего, причина кроется в изменении на уровне эпигенома.

Эпигенетические изменения ДНК представляют собой изменения экспрессии генов или фенотипа клетки, которые не затрагивают сами последовательности ДНК. Так, гены могут включаться и выключаться под воздействием факторов окружающей среды. Известно, например, что эпигенетические изменения могут происходить в результате действия какой-либо диеты или воздействия на организм токсических веществ. В том числе и в результате курения.

Одним из механизмов таких эпигенетических изменений является метилирование ДНК. (Метилирование – это химическое изменение, которое состоит в «навешивании» метильных групп на азотистые основания).

Команда Кристины Маркунас как раз и провела исследования того, как изменяется метилирование ДНК у новорожденных младенцев, чьи матери курили во время беременности. Всего ученые проанализировали данные у 889 детей сразу после их рождения. Матери 287 малышей признались, что курили на протяжении всей беременности, начиная с первого триместра.

Как оказалось, у новорожденных детей курящих мам, в 110 участков генов было отмечено изменение метилирования, а 10 таких участков были обнаружены впервые и связаны именно с воздействием никотина.

«Наша работа показала, что курение во время беременности приводит к изменению метилирования ДНК. Если курение оказывает такой эффект, то вполне вероятно, что другие факторы среды, например, загрязняющие вещества в атмосфере или наличие определенных химических добавок в пище, могут оказывать подобный эффект», - говорит Кристина Маркунас.

Результаты исследования ее работы опубликованы в журнале Environmental Health Perspectives.