20 апреля ‘24, Суббота

Стресс и сладкую пищу воспринимают одни и те же рецепторы

Исследователи из Центра Монеля (США) выяснили, почему многие люди предпочитают справляться со стрессом, съедая большое количество сладкого.

Оказалось, что рецепторы гормонов глюкокортикоидов, которые образуются как раз при стрессе, находятся в клетках, ответственных за восприятие горького и сладкого вкуса.

Исследование показало, что глюкокортикоиды могут действовать прямо на эти клетки, регулируя их деятельность, т.е. моделируя то, как они будут реагировать на различные вкусы.

«Известно, что стресс влияет на наше восприятие сладкого вкуса. Наши результаты объясняют на молекулярном уровне, почему многие люди при стрессе начинают употреблять в пищу много сладкого», - говорит ведущий автор исследования доктор Роквелл Паркер (Rockwell Parker).

В своем эксперименте на мышах авторы решили выяснить, содержат ли вкусовые клетки еще и рецепторы гормонов стресса – глюкокортикоидов.

Ученым удалось выяснить, что после того, как гормоны стресса находят свои рецепторы, в виде комплексного соединения они начинает перемещаться к клеточному ядру.

Для того чтобы выяснить, действительно ли эти комплексы образуются под действием стресса, ученые сравнили работу этих рецепторов у мышей, испытывающих стресс, и у мышей абсолютно спокойных.

Как оказалось, при стрессе количество рецепторов глюкокортикоидов увеличилось на 77% по сравнению с контрольной группой.

Причем, эти рецепторы располагались в клетках, которые отвечают за восприятие вкуса сладкой, горькой пищи и вкуса умами (это так называемый «пятый вкус», его ощущение создают глутамат натрия и другие аминокислоты, а используется этот вкус часто в японской кухне).

Правда, добавляют ученые, эти рецепторы не отвечают за восприятие острого и соленого вкуса.

«Вкусовые ощущения обеспечивают нас одним из базовых ощущений. Если на это ощущение может влиять уровень гормона стресса, то значит, на наше восприятие вкуса можно влиять», - говорит доктор Паркер.

«Вполне возможно, что стресс влияет и на вкусовые рецепторы, которые находятся в желудочно-кишечном тракте и поджелудочной железе. А это в свою очередь может влиять на метаболизм сахара и других веществ, оказывая воздействие на наш аппетит», - добавляет один из авторов исследования доктор Роберт Марглоски (Robert Margolskee).

По словам авторов, в будущем они планируют продолжить исследование того, как стресс влияет на вкусовые рецепторы и пищевое поведение человека.

Статья доктора Паркера и его коллег о том, как стресс связан с нашим восприятием сладкой и горькой пищи, опубликована в последнем номере журнала Neuroscience Letters.