28 марта ‘24, Четверг

Кофе не дает белкам закрутиться и защищает от болезни Альцгеймера

Кофе – не только популярный напиток, но и излюбленный объект исследования ученых. При этом единой точки зрения на то – стоит ли регулярно пить кофе для поддержания здоровья, или, наоборот, его употребление вызывает проблемы, до сих пор нет. Специалисты единодушны лишь в одном – злоупотреблять этим напитком не стоит.

Ученые из Индианского университета (США) провели исследование, которое стало еще одним доводом в пользу кофе. Как показала их работа, этот напиток препятствует развитию болезни Альцгеймера, поэтому особенно полезен для пожилых людей.

Проанализировав более 1200 компонентов кофе, авторы обнаружили около 24 веществ, которые стимулируют образование фермента NMNAT2.

Как выяснилось, этот фермент очень важен для нормальной работы головного мозга и поддержания когнитивных способностей.

Все дело в том, что последние исследования показывают, что многие нейрогенеративные заболевания, старческое слабоумие и болезнь Альцгеймера начинаются из-за того, что в нервных клетках мозга появляется слишком много белковых молекул в неправильной пространственной конфигурации, которые из-за своей неправильности слипаются вместе и образуют нерастворимые комплексы, вредящие нейрону и, в конце концов, доводящие его до гибели. Патогенным оказывается не всякий белок. В случае, например, с болезнью Альцгеймера это бета-амилоид и тау-белок, и один из характерных признаков заболевания – так называемые амилоидные бляшки, скопления бета-амилоидных пептидов, которые появляются в мозге больного. Пока ещё не вполне понятно, как именно подобные белки вредят нейронам, однако несомненно, что они действительно вредят. Именно поэтому одним из наиболее перспективных направлений разработки препаратов для лечения нейродегенративных заболеваний является воздействие на амилоидные бляшки и препятствие неправильному закручиванию белков.

Как оказалось, все эти функции может выполнять фермент NMNAT2.

Теперь оставался вопрос, как можно стимулировать образование этого фермента и не дать развиться нейродегенеративным заболеваниям.

Удивительно, но как оказалось, такую роль стимулятора синтеза может играть кофеин. Что подтвердили исследования на мышах. Кроме кофеина стимуляторам синтеза фермента NMNAT2 может выступать антидепрессант ролипрам и ретиноевая кислота.

Как говорят сами авторы, их исследование открывает возможности для создания новых препаратов, которые стимулировали бы синтез NMNAT2 и предупреждали многие нейродегенеративные заболевания.

О результатах соей работы они сообщают в свежем выпуске журнала Scientific Reports.