19 апреля ‘24, Пятница

Оливковое масло поможет мозгу

Ученые из Университета Темпл (Филадельфия, США) обнаружили еще одно важное полезное свойство оливкового масла (но только экстракласса фильтрованного, или как обычно указывается на этикетке - extra-virgin). Как оказалось, ежедневное его присутствие в рационе питания защищает мозг от развития болезни Альцгеймера или старческого слабоумия.

Как выяснилось, такой всем привычный продукт, как оливковое масло, запускает очень важный биологический процесс в клетках – аутофагию (самопоедание). В результате в головном мозге уничтожаются амилоидные бляшки и тау-белки – токсичный клеточный мусор, накопление которого, как полагают, и приводит к развитию болезни Альцгеймера – нарушению памяти и умственных способностей у пожилых людей.

О полезных свойствах оливкового масла говорят много и давно. Ведь это один из компонентов Средиземноморской диеты, которая, как считается, снижает риск развития множества самых разных заболеваний – сердечно-сосудистых, онкологических. Например, в состав оливкового масла входят полиненасыщенные жирные кислоты, а они помогают снизить уровень плохого холестерина в крови.

Авторы нынешнего исследования решили выяснить, как употребление оливкового масла влияет на работу головного мозга. Для этого они создали генетически модифицированных мышей с болезнью Альцгеймера. У животных можно было обнаружить, как минимум, два маркера этого заболевания: в их головном мозге анализ показывал наличие амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков (их образуют скопления гиперфосфорилированных тау-белков).

Шестимесячных животных (до того, как у них могли появиться симптомы развития болезни) разделили на две группы. Одна группа получала сбалансированную диету с достаточным количеством оливкового масла. А другая – такую же диету, но уже без оливкового масла. В возрасте от 9 до 12 месяцев у животных из первой группы стали появляться симптомы болезни. А вот мыши из второй группы показывали хорошие результаты в тестах на память, ориентацию в пространстве и способность к обучению.

Обнаружив такую закономерность, ученые решили выяснить, какой же механизм лежит в ее основе. И оказалось, что здесь затрагиваются фундаментальные биологические процессы.

«Мы обнаружили, что употребление оливкового масла запускает процесс аутофагии, который как раз нарушается при болезни Альцгеймера», - говорит ведущий автор исследования профессор Доменико Пратико (Domenico Praticò).

Аутофагия – важный биологический процесс, когда в клетках уничтожаются ненужные молекулы, целые органеллы, клетка может съесть и сама себя. Известно, что многие нейродегенеративные заболевания – болезнь Паркинсона, Хантингтона и Альцгеймера развиваются из-за неэффективной работы такого внутриклеточного самопоедания.

«Наш эксперимент показал, что в головном мозге животных, у которых в рационе было оливковое масло, процесс аутофагии хорошо работал – за счет этого эффективно уничтожались амилоидные бляшки и тау-белки. Поэтому у них лучше работала память и вообще нейроны хорошо контактировали друг с другом. Симптомы болезни Альцгеймера проявлялись у них намного меньше, по сравнению с теми животными, которые были лишены оливкового масла», - говорит профессор Пратико.

Теперь авторы хотят выяснить, как же будет действовать «оливковая» диета на организм в том случае, когда симптомы болезни Альцгеймера уже проявились. То есть насколько эффективно будут «самопоедаться» амилоидные бляшки и тау-белки.

Пока же о результатах своей работы ученые сообщают в свежем выпуске журнала Annals of Clinical and Translational Neurology.