18 апреля ‘24, Четверг

Нейрональные стволовые клетки обеспечивают восприятие запахов

Исследователи из Национального института неврологических болезней и инсульта в Бетесде (США) пришли к выводу, что нейрональные стволовые клетки, которые поступают в обонятельную луковицу, играют важную роль в поддержании правильной работы всей обонятельной системы.

«Это неожиданная роль нейрональных стволовых клеток, и эта роль во многом меняет наше понимание их функции», - говорит ведущий автор исследования доктор Леонардо Беллушио (Leonardo Belluscio).

Нейроны – клетки особые. Так же как и клетки сердечной мышцы, они не способны делиться.

У эмбриона во время внутриутробного развития образуется большой избыток нейронов. Правда, к моменту рождения большая часть нервной ткани (до 70%) погибает. Гибель нейронов продолжается и после рождения человека. Но при этом запас нервных клеток может пополняться. Сейчас уже доказано, что источник новых нейронов - нейрональные стволовые клетки, которые располагаются в двух зонах - неподалеку от боковых желудочков мозга. Во время развития зародыша именно из этих клеток образуются клетки нервной системы: нейроны и клетки глии. Здесь и у взрослого организма появляются новые клетки, которые способны перемещаться в другие отделы головного мозга и превращаться в полноценные нейроны.

Стволовые нейрональные клетки мигрируют, в том числе и в обонятельную луковицу. Как говорят ученые, проблемы с восприятием запахов могут служить симптомом многих неврологических заболеваний, например, болезни Паркинсона и Альцгеймера. Так, недавно команде доктора Беллушио удалось показать, что Болезнь Альцгеймера в первую очередь повреждает обонятельные нейроны, поэтому пациенты, у которых развивается старческая деменция, прежде всего, теряют обоняние.

Как показал эксперимент на лабораторных мышах, у которых было повреждено обоняние, если новые нейроны не образуются и не попадают в обонятельную луковицу, то во всей системе происходит хаос и беспорядок. «Мы обнаружили, что без поступления новых нейронов система не может восстановиться и выйти из поврежденного состояния», - говорит Беллушио.

В другом эксперименте ученые решили посмотреть, что происходит с мышами, у которых никаких повреждений в восприятии запахов нет.

Как оказалось, без поступления новых нейронов у них также происходила поломка всей организации работы обонятельной луковицы. Причем, как оказалось, чем больше теряется нейрональных стволовых клеток, тем серьезнее дезорганизация всей системы.

Как предполагают авторы, новые нейроны в обонятельной луковице выполняют важную функцию – они поддерживают особое равновесие в этой системе, которая позволяет животным адаптироваться к разным условиям окружающей среды.

«Было удивительно наблюдать, как новые нейроны влияют на взаимосвязь других нейронов в обонятельной луковице. Вполне возможно, что новые нейроны, поступающие в другие отделы мозга, работают там точно также», - говорит один из авторов исследования аспирант Хитер Камерон (Heather Cameron).

«Это удивительная область науки. Я считаю, что система, которая отвечает за восприятие запахов, очень чувствительна ко всем изменениям, происходящим в нервной системе, и связана с изменениями и в других отделах головного мозга. Поэтому и существует связь между потерей обоняния и многими нарушениями работы головного мозга», - добавляет Беллушио.

Статья американских нейрофизиологов опубликована в последнем номере журнала Journal of Neuroscience.