29 марта ‘24, Пятница

Ученые выяснили, в какой позе полезно спать

Неврологи под руководством специалистов из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук выяснили, что полезнее спать на боку, чем на животе или на спине. Оказывается, именно в таком положении головной мозг лучше очищается от продуктов жизнедеятельности, а значит и лучше работает при пробуждении.

Несколько лет назад медики из Рочестерского университета (США) совершили важное открытие - обнаружили новую систему, при помощи которой из мозга «вымываются» вредные вещества. Эту систему по аналогии с лимфатической системой (она выводит из организма побочные продукты метаболизма) назвали глимфатической. Например, таким образом из мозга удаляются бета-амилоиды (белки, накапливающиеся при болезни Альцгеймера) или вредные тау-белки.

Глимфатическая система состоит из сети канальцев, по которой с большой скоростью циркулирует спинномозговая жидкость (ликвор), переходя в тканевую жидкость межклеточного пространства.

Очевидно, что такая система очистки требует больших энергетических затрат. Именно поэтому ученые предположили, что глимфатическая система должна быть особенно активна ночью, когда мозг отдыхает. Позднее им удалось эту гипотезу подтвердить.

В своем нынешнем исследовании неврологи использовали метод динамической контрастной магнитно-резонансной томографии (МРТ), чтобы на примере мышей выяснить, при какой позе во время ночного сна глимфатическая система работает активнее.

Как объясняет одна из авторов исследования Хелен Бенвенисте (Helene Benveniste), этот метод позволяет посмотреть, как спиномозговая жидкость (ликвор) циркулирует в головном мозге, смешиваясь с тканевой жидкостью.

Во время эксперимента мыши спали в разных позах – на боку, на животе и на спине, а в это время с помощью МРТ неврологи изучали активность работы их глимфатической системы.

«Результаты этого эксперимента показали, что очистка тканей головного мозга от продуктов жизнедеятельности во время сна происходит активнее, когда животные спят именно на боку», - говорит доктор Бенвенисте.

На следующей стадии эксперимента к ученым подключилась команда из Рочестерского университета вместе с доктором Майкен Недергаард (Maiken Nedergaard), под руководством которой впервые и была открыта и описана глимфатическая система.

С помощью флуоресцентной микроскопии и радиоактивных меток им удалось проверить выводы, полученные при помощи МРТ. Как и ожидалось, команда Недергаард подтвердила результаты предыдущей стадии эксперимента.

«Удивительно, что большинство людей предпочитает спать именно на боку, и эта поза является самой удобной для сна. Более того, на боку спит большинство млекопитающих. Вполне возможно, что мы просто адаптировались к тому, чтобы продукты жизнедеятельности более эффективно удалялись из головного мозга во время сна», - говорит Недергаард.

Это исследование еще раз показывает важность сна для поддержания нормальной работы всего организма, добавляют ученые. «Многие виды неврологических заболеваний, старческая деменция, болезнь Альцгеймера сопровождаются нарушениями сна, трудностями с засыпанием. Наше исследование дополняет понимание того, как можно улучшить качество сна», - говорит Бенвенисте.

Статья американских неврологов об эффективности разных поз во время сна для очистки мозга опубликована в свежем выпуске Journal of Neuroscience.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом