20 апреля ‘24, Суббота

Счастье не в деньгах, а в генах

Что такое счастье – вопрос, который волнует не только обычных людей, но и ученых. Существует множество теорий, описывающих в чем же состоит секрет счастья. Конечно, однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни авторы считают, что секрет счастья – в деньгах, другие – в счастливых взаимоотношениях.

Еще одну гипотезу предлагают психологи из Университета менеджмента Варны (Болгария). Они пришли к выводу, что счастье на уровне целой нации определяется генами и не зависит от экономического уровня развития страны, благосостояния населения и других экономико-социологических показателей.

В своих исследованиях авторы использовали данные Международного опроса (World Values Survey), в котором люди разного возраста отвечали на вопрос о том, насколько счастливыми они себя ощущают. Затем результаты опроса ученые сравнили с генетической базой данных по отдельным популяциям.

Что удивительно, они нашли генетический маркер – участок rs324420 гена FAAH, один из вариантов которого (аллель А) с высокой степенью достоверности чаще встречался в тех популяциях, где люди ощущали себя более счастливыми.

Например, согласно опросу в Мексике большинство людей чувствовали себя счастливыми. И в этой стране был распространен данный генетический маркер. То же самое можно сказать и для таких стран, как Гана, Нигерия, Колумбия, Венесуэла и Эквадор.

В Ираке, Иордании, Гонконге, Китае, Таиланде и Тайване данный вариант участка этого гена встречался редко, также редко люди ощущали себя счастливыми.

Ученые обнаружили лишь два исключения из этого правила: среди русских и эстонцев. Несмотря на то, что в России и Эстонии данный генетический маркер присутствовал часто, большинство людей счастливыми себя почему-то не ощущали.

Интересным оказался результат для европейских стран. Самыми счастливыми себя считали жители Северной Европы, и опять же обнаруженный вариант участка гена встречался у них чаще, по сравнению с жителями Центральной и Южной Европы, которые, как это ни странно, несмотря на мягкий и солнечный климат, более подвержены плохому настроению и грустным мыслям.

Как говорят авторы, возможное объяснение этому явлению – эволюция. «Чтобы выжить в суровых условиях, у людей появилась такая генетическая адаптация. Это касается и стран Северной Европы с холодным климатом. Конечно, все дело не только в генетике. Здесь играет роль и множество других факторов, которые нельзя списывать со счетов», - говорит один из авторов Михаель Минков (Michael Minkov).

О результатах своих исследований ученые сообщают в свежем выпуске журнала Journal of Happiness Studies.