19 апреля ‘24, Пятница

Друзья генетически похожи

Профессор Джеймс Фаулер (James Fowler) из Калифорнийского университета и профессор Николас Христакис (Nicholas Christakis) из Йельского университета пришли к выводу, что друзья похожи на генетическом уровне. А степень генетического родства у них такая же, как и у дальних родственников в четвертом колене по прадеду. Более того, ученым удалось выяснить, что у друзей близки гены, которые отвечают за восприятие запаха. А вот гены, отвечающие за иммунитет, наоборот, различаются.

Это исследование стало продолжением работы под руководством профессора Фаулера. В 2011 году в своей работе, опубликованной в журнале PNAS, ученые проанализировали данные о генотипах десяти тысяч школьников-друзей. Они пришли к поразительному выводу о том, что существуют гены, которые притягивают друзей друг к другу. Например, объединяет людей ген DRD2. Но существуют притяжение и противоположных генотипов. Например, носители гена CYP2A6, которые более открыты в общении, становятся друзьями с теми, у кого этот ген менее активен.

Теперь профессору Фаулеру и Христакису удалось продвинуться еще дальше. Они сравнили геном 1932 человек, которые считали себя друзьями и при этом не состояли в родстве. Всего ученые проанализировали более 1,5 миллионов маркеров различных вариантов генов, используя базу данных Framingham Heart Study.

«Рассмотрев полностью геном этих людей, мы обнаружили, что в среднем мы генетически похожи на наших друзей. Мы имеем больше общих ДНК с теми людьми, которые являются нашими друзьями, по сравнению с незнакомыми людьми, если говорить об определенной популяции», - говорит профессор Фаулер.

Ученые пришли к выводу, что в среднем 1% генов у друзей схожи.

«Может показаться, что это совсем немного, но если говорить о генетике, то это значительная цифра. Удивительно, как мы выбираем из миллиардов возможных вариантов именно тех людей, которые генетически на нас похожи», - говорит профессор Христакис.

Ученым также удалось рассмотреть и отдельные гены друзей. Они обнаружили, что друзей объединяет ген, который отвечает за восприятие запаха. По словам Фаулера, возможно, что сходное восприятие запахов приводит к предпочтению одинаковой среды. Например, люди, которым нравится запах кофе, любят сидеть и общаться в кафе за чашкой кофе. Правда, по словам ученых, вполне возможно, что за этой закономерностью скрывается и другой более глубокий смысл.

Что касается генов, отвечающих за иммунитет, то тут работает как раз механизм притяжения разных генов. Получается, что друзья различаются по способности к защите от различных заболеваний. Возможно, что в этом кроется эволюционный смысл.

Еще один вывод, к которому пришли ученые – гены, схожие у друзей, развиваются гораздо быстрее остальных генов. По словам Фаулера и Христакиса, возможно, что эта закономерность поможет ответить на вопрос, почему за последние 30 тысяч лет произошло ускорение эволюции человека.

Впрочем, как говорят сами авторы, в вопросе, который они исследуют, остается еще масса загадок. Например, сам механизм, по которому люди выбирают себе сходных генетически друзей, еще предстоит разгадать.

Результаты исследований профессора Фаулера и Христакиса о генетической схожести друзей опубликованы 14 июля в свежем выпуске журнала PNAS.