29 марта ‘24, Пятница

Найден ген, который вызывает седину

Генетики под руководством специалистов из Университетского колледжа Лондона впервые обнаружили гены, которые отвечают за форму, густоту волос и появление седины.

Вполне возможно, что это открытие приведет к созданию новых методов в косметологии, когда можно будет на основе генной терапии поседевшим людям вернуть прежнюю шевелюру, а обладателей прямых волос, мечтавших о локонах, наградить кудрями.

Как отмечают авторы, их исследование будет полезно и для криминалистики – по генетическому анализу можно будет детально воспроизвести внешний вид человека.

О результатах своей работы ученые сообщают в свежем выпуске престижного научного журнала Nature Communications.

«Некоторые гены, которые отвечают за цвет волос и их густоту и облысение, уже были известны раньше. Но нам впервые удалось найти гены, связанные с поседением, и с тем - вьющиеся у человека волосы или прямые», - говорит ведущий автор исследования доктор Каустабн Адхикари (Kaustubh Adhikari).

В исследовании приняли участие 6357 европейцев, латиноамериканцев и африканцев из Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу. Из них 45% - мужчин и 55% - женщин. В рамках эксперимента внешний вид участников сопоставлялся с анализом их генома.

Как оказалось, за появление седины отвечает ген IRF4. Известно, что он определяет цвет волос за счет того, что регулирует образование пигмента меланина. Теперь удалось выяснить, что он еще и связан с поседением. Как объясняют ученые, этот ген может выключать синтез меланина. А как только меланин перестает синтезироваться в волосяных фолликулах, волосы начинают седеть.

«Нам удалось найти ген, которые отвечает за поседение волос. Это вносит вклад в общее понимание процессов старения. А это очень важно», - добавляет профессор Андрес Руиз-Линарез (Andres Ruiz-Linares).

Ученые также обнаружили ген из семейства сериновых протеаз - PRSS53, который отвечает за то, вьющиеся волосы у человека или прямые. Как объясняют авторы, этот ген определяет образование ферментов в волосяных фолликулах, влияющих на форму волос.

А вот и другие гены, которые авторам удалось обнаружить впервые: EDAR, который отвечает за густоту бороды у мужчин, FOXL2 – за густоту бровей, и ген PAX3, ответственный за довольно редкое явление – срастание бровей.