29 марта ‘24, Пятница

Изменение микробиома кишечника в младенчестве грозит ожирением

Некоторые полезные микроорганизмы, обитающие в кишечнике, могут защищать организм от развития ожирения и сахарного диабета.

Как показали исследования ученых из Медицинского центра Лангоуна Нью-Йоркского университета, некоторые их этих микроорганизмов играют такую роль, начиная с первых дней жизни ребенка.

Как объясняют ученые, микроорганизмы начинают заселять кишечник еще при рождении. Если же состав микробиома ребенка меняется, например, после лечения антибиотиками, то это может привести к нарушению метаболизма: у таких детей возрастает риск развития ожирения во взрослом возрасте.

«Наше исследование показало, что младенчество – это важный период, когда метаболизм особенно чувствительно реагирует на изменения в микробиоме кишечника, к которым приводит воздействие антибиотиков. Поэтому, в этом возрасте особенно важно грамотно и осторожно использовать такие препараты», - говорит один из авторов исследования Мартин Блейзер (Martin Blaser).

В своих исследованиях ученые использовали модель с мышами: новорожденные мышата и их матери до момента самих родов получали небольшие дозы пенициллина.

Как оказалось, чем раньше животные подвергались воздействию пенициллина, тем более значительные изменения происходили у них с метаболизмом, и тем с большей вероятностью у них развивалось ожирение уже во взрослом возрасте. Особенно заметно эти изменения проявлялись у самцов. Ученые также обнаружили, что четыре недели использования антибиотиков у матерей до родов, оказались достаточным сроком для того, чтобы привести к ожирению у потомства.

«Наше исследование показывает, что сохранение полезных бактерий очень важно для поддержания нормального метаболизма. Мы обнаружили четыре возможных бактерии, которые обеспечивают нормальный метаболизм. Теперь мы работаем над тем, чтобы выяснить, сможем ли мы предотвратить появление избыточного веса, восстанавливая популяцию этих бактерий, например, после лечения антибиотиками», - говорит ведущий автор исследования доктор Лаура Кокс (Laura Cox).

Статья о полезных бактериях, населяющих кишечник, опубликована в последнем номере журнала Cell.