26 апреля ‘24, Пятница

Ученые приблизились к созданию таргетной терапии рака шейки матки

Медики из Института онкологических исследований в Сингапуре обнаружили новую мишень, на которую можно воздействовать при лечении рака шейки матки. До настоящего времени не было способов таргетной (прицельной) терапии этого заболевания.

Рак шейки матки является четвертым по распространенности онкологическим заболеванием среди женщин.

Сейчас уже доказано, что примерно в 95% это заболевание вызывает вирус папилломы человека (ВПЧ). Этот вирус поражает клетки кожи, слизистой половых органов, ротовой полости и передается половым путем. Среди вирусов папилломы человека существуют типы высокого и низкого онкогенного риска. К первым относятся типы 16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 52, 58, 59 и 67. Низкоонкогенные — 6, 11, 42, 43, 44.

Поскольку считается, что рак шейки матки связан с инфицированием ВПЧ, самым надежным способом его профилактики является вакцинация. Вакцина от ВПЧ зарегистрирована в более чем 100 странах мира, почти в 20 странах входит в национальные календари прививок. В России квадривалентная вакцина против ВПЧ зарегистрирована 24 ноября 2006 года, но в национальный календарь прививок не входит.

Для диагностики ВПЧ используются ДНК-тесты. Если онкогенный вирус обнаружили, то врач должен определить дальнейшую тактику лечения, чтобы предотвратить развитие болезни.

Вторая мера профилактики – это регулярное обследование у гинеколога, для этого используется мазок или тест Папаниколау.

Что касается лечения, то специфической, таргетной терапии для рака шейки матки пока, к сожалению, не существует.

К созданию такой терапии удалось приблизиться сингапурским медикам.

В своем исследовании они обнаружили, что два белка, которые присутствуют в организме человека - EDD1 и TIP60 могут вступать во взаимодействие с ВПЧ. При этом EDD1 принимает участие в процессе разрушения клеточных белков, а TIP60 играет, наоборот, положительную роль, являясь онкосупрессором и защищая клетки от перерождения в раковые.

Предыдущие исследования уже показывали, что оба эти белка принимают участие в онкогенезе, но их роль в развитии онкологических заболеваний, вызванных вирусами, в том числе и ВПЧ, оставалось загадкой.

В своей работе сингапурским ученым удалось выяснить, что один из онкогенов ВПЧ – Е6 вступает во взаимодействие с EDD1, и это приводит к нарушению работы онкосупрессора TIP60. В результате, может развиваться рак шейки матки.

«Мы считаем, что это очень важное исследование. Понимание того, как два белка взаимодействуют с одним из онкогенов вируса папилломы человека – это первый шаг к созданию таргетной терапии для лечения рака шейки матки. Сейчас мы работаем над тем, как регуляция уровня в организме онкосупрессора TIP60 может быть использована в терапевтических целях для лечения этого заболевания. Это может привести к созданию нового, более эффективного и с меньшими побочными эффектами подхода к лечению рака шейки матки», - говорит ведущий автор исследования Джа Судхакар (Sudhakar Jha).

О результатах сингапурских ученых можно прочитать в журнале Oncogene.