28 марта ‘24, Четверг

Ученые нашли родину чилийского перца

Генетики нашли родину чилийского перца, ею оказалась Мексика. За право считаться его родиной боролся целый ряд стран в Латинской Америке, от Эквадора до Мексики. А вот Чили совсем ни при чем -- название культуры происходит от одного из слов языка предков майя.

Древние любили острое

Чилийским перцем (Capsicumannuum var. annuum) называют определенные сорта стручкового перца. Это растение -- неотъемлемая часть культуры Центральной Америки с давних времен. Первые свидетельства того, что люди начали употреблять в пищу культурные формы чилийского перца, археологи нашли в пещере Теуакан на юге Мексики. Находки говорят о том, что 5000-6000 лет до н. э. острый чилийский перец был очень популярной приправой к основным блюдам. С тех пор это пряное растение используется не только в Центральной Америке, но и по всему земному шару. Правда, вопрос о точном месте происхождения чилийского перца долгое время оставался нерешенным. Ученые из университета штата Веракрус (Universidad Veracruzana) и Калифорнийского университета в Риверсайде (University of California, Riverside), США, проанализировали ДНК в трех локусах Dlm, G3pdh, Waxy диких и культурных растений чилийского перца и пришли к выводу: центром происхождения и окультуривания этого растения можно считать полуостров Юкатан.

В поисках родины перца

В 1926 году академик Николай Иванович Вавилов выделил семь основных центров происхождения культурных растений. Среди них центральноамериканский, в который входят центральная часть Мексики и северо-западная часть Коста-Рики. Именно этот регион считается родиной кукурузы, бобов, авокадо, какао, хлопка, в том числе и чилийского перца. И если родина кукурузы и бобов известна, то более точную привязку для чилийского перца ученым долгое время не удавалось сделать.

Дикий перец и культурный

Для того чтобы решить эту задачу, ученые сравнили последовательности ДНК в трех локусах 58 диких и 22 культурных форм чилийского перца. Образцы ученые собирали в восточных, западных штатах Мексики и на полуострове Юкатан. «Отличить дикие сорта от культурных очень легко, -- говорит доктор Агулар-Мендез. -- У диких сортов плоды совсем небольшие, ярко-красного цвета, обычно они сразу после созревания осыпаются прямо на землю. Плоды культурных форм бывают самой разнообразной формы. И, как правило, не осыпаются, а остаются на растении до конца созревания».

В каждом регионе свой перец

По словам ученых, наибольшее число гаплотипов, комбинаций генов на одной хромосоме, они обнаружили у чилийского перца, произрастающего на полуострове Юкатан. Всего таких гаплотипов у юкатанского перца было 17, причем 7 из них эндемичны (встречаются только здесь). У перца, произрастающего на западе Мексики, ученые обнаружили 12 гаплотипов, среди которых только один эндемичный. А на востоке Мексики разнообразие гаплотипов оказалось еще меньше: из десяти описанных гаплотипов четыре были эндемичными.

Как объясняет доктор Агулар-Мендез, эти данные очень важны. Наибольшее разнообразие комбинаций генов на полуострове Юкатан говорит о том, что именно этот регион можно считать центром происхождения чилийского перца. Кроме того, это означает, что популяции уже окультуренных растений никак не взаимодействовали между собой. Вероятнее всего, люди, выращивающие чилийский перец, не обменивались и не торговали семенами. Поэтому смешивания генов в результате гибридизации между популяциями из разных регионов просто не происходило.

«В наших планах на будущее проанализировать большее количество ДНК, и тогда мы сможем более точно определить родину чилийского перца», -- добавляет доктор Агулар-Мендез.

Статью с исследованиями доктора Агулара Мендеза можно найти в июльском номере American Journal of Botany.