16 февраля ‘19, Суббота

Китовые скелеты работают фабриками по производству новых видов

Скелеты кита служат для множества водных обитателей не только пищей и домом. Ученые обнаружили на лежащих на дне костях организмы, которые в этой уникальной среде очень быстро эволюционируют.

Когда умирают киты, их тела опускаются на дно океана и становятся не только пищей, но и домом для многих животных и бактерий. Вначале китовым мясом занимаются акулы и другие крупные рыбы. Вскоре от китов остается лишь скелет. По мнению ученых, объем скелетиков зоопланктона, равный объему всех костей скелета одного умершего кита, накапливается на дне океана за 2 тыс. лет. Поэтому можно сказать, что скелет кита становится настоящим подарком для множества донных организмов, которые, не задумываясь, на нем и поселяются. Мир живущих в китовых скелетах обитателей настолько разнообразен, что ученые выделяют в нем целые сообщества.

Скелет как дом

В основном эти организмы питаются органикой, доставая ее из костей. Например, очень интересная группа -- представители рода Osedax. Эти крошечные черви обитают на большой глубине. У них нет желудка, зато есть отростки, похожие на щупальца. Этими отростками черви присасываются к костям. В отростках обитают бактерии, перерабатывающие костный материал. Есть и другие жители костных останков, предпочитающие питаться бактериями, образующими пленку на поверхности скелета.

Скелет на дне океана

Доктор Хелена Уикланд (Helena Wiklund) из Гетеборгского университета (Швеция) и ее коллеги уже давно изучают фауну, обитающую в скелетах животных. Найти скелет кита в океане практически невозможно. Поэтому ученые смоделировали эксперимент. Вначале они нашли умершего кита и опустили его тело на глубину 125 м в районе Северной Атлантики, у берегов Швеции. И стали ждать. Как только все мясо съели рыбы, на костях поселились бактерии. Они покрыли скелет слоем пленки. Тогда ученые взяли образцы и стали выяснять, кто же там живет. Они обнаружили в костях три новых вида многощетинковых червей Ophryotrocha. Новые виды внешне очень походили на своих родственников из рода Ophryotrocha, но генетически сильно от них отличались. Доказать это ученые смогли с помощью анализа их ядерных и митохондриальных ДНК.

Вторая жизнь китов

«Мы считаем, что останки китов -- это такая своеобразная фабрика видов, где формируются организмы, специализирующиеся на разложении органического вещества. Новые виды, которые мы обнаружили, как раз доказательство этого», -- говорят авторы работы.

Три новых вида кольчатых червей -- Ophryotrocha eutrophila sp. nov., O. craigsmithi sp. nov. и O. scutellus sp. nov. имеют длину тела примерно 7 мм. По обеим сторонам их тела располагаются 30 пар щетинок. Они абсолютно слепые -- глаз у них нет. Как говорит доктор Уикланд, черви питаются бактериями, которые образуют на поверхности китовых костей толстый слой.

Жить в скелете такого большого животного, как кит, очень удобно. Ведь скелет разлагается довольно долго -- примерно20-30 лет. То есть можно сказать, что среда эта стабильная. Недостаток только один: абсолютно нельзя предсказать, в какой части океана умрет животное. Несмотря на такое неудобство, обнаруженные виды Ophryotrocha специализируются только на скелетах китов, считают авторы работы. В другой среде они просто погибают. Это действительно удивительно, ведь многие виды червей этого рода прежде считались космополитами. Ученые думали, что черви предпочитают субстраты, богатые органическим веществом, и поэтому часто встречаются в сильно загрязненных водах, например в портах. И никто и не подозревал, что они могут жить в скелетах китов.

Теперь ученым предстоит более подробно описать новые виды и дать им названия.

Об исследованиях доктора Уикланд можно прочитать в журнале ZOOTAXA.