19 апреля ‘24, Пятница

Голодная саранча ускоряется от страха перед сородичами-каннибалами

Ученые выяснили, что движет стаей саранчи, и почему эти насекомые совершают опустошительные нашествия. Все дело в недостатке белка в их пищевом рационе. Одни особи от голода начинают есть своих сородичей, другие начинают бояться и убегают.

Вопрос о том, что заставляет саранчу совершать миграции, всегда волновал ученых. Ведь чем больше будет известно об их поведении, тем легче предсказать и предотвратить их разрушительные нашествия.

Зоологи из нескольких университетов Германии, Австралии и США под руководством доктора Сепидеха Бабази из Оксфордского университета на страницах журнала Proceedings of the Royal Society B. приводят оригинальное объяснение тому, почему пустынная саранча Schisocerca gregaria образует стаи, сметающие все на своем пути. На основе эксперимента ученые пришли к выводу, что саранча движется быстрее от голода. Причем закономерность срабатывает, только если особи находятся в группе. На скорость перемещения насекомых-одиночек голод не действует. По мнению авторов работы, голодные насекомые боятся, что их съедят их же сородичи, поэтому одни стараются поймать добычу, а другие убежать. Так формируется организованная система, которая движется в определенном направлении, к тому же ускоряется.

Кормление саранчи

По словам ученых, идея о существовании каннибализма в популяциях саранчи не нова. Обычно эти насекомые питаются растениями, но когда им не хватает белка, начинают поедать друг друга.

Чтобы больше узнать о том, как диета влияет на поведение саранчи, зоологи поставили эксперимент: они поместили в небольшие контейнеры по 20 особей насекомых и в отдельные контейнеры по одной саранче. А потом разделили их еще на группы и кормили в течение 48 часов по трем разным диетам. Первая состояла из продуктов с высоким содержанием белка и небольшим количеством углеводов, вторая -- из одинакового количества того и другого, а третья -- из продуктов с низким содержанием белка, но с большим содержанием углеводов.

После кормления ученые выпустили насекомых на арену диаметром 80 см, где у саранчи появилась возможность двигаться. И стали фиксировать все перемещения насекомых на камеру. Съемка длилась восемь часов.

Стаей саранчи движет голод и страх

На одиночек диета никак не повлияла. Вне зависимости от особенностей питания они двигались со скоростью примерно три сантиметра в секунду. А вот в группах, где саранча сидела на низкобелковой диете, насекомые двигалась на 40% быстрее своих сытых сородичей. Казалось бы, все очевидно, рассуждают авторы, голодные особи двигаются быстрее, потому что хотят найти пищу. «Но если бы это было действительно так, то голодная саранча независимо от того, находится она в стае или это одиночки, двигалась бы с одинаковой скоростью», -- добавляет Базази.

По словам ученых, когда они собрали все экспериментальные данные и построили модель, то увидели, как формируется стая. Как только саранче не хватает белка, популяция перестает существовать как нечто хаотичное и неопределенное. В этот момент она превращается в организованную систему -- стаю, которая движется в определенном направлении, и которую гонит вперед голод и страх.

Иностранные банки начали препятствовать выводу российских ценных бумаг