25 апреля ‘24, Четверг

Цветы обыграли китов в эволюцию

За последние 12 млн лет скорость эволюции снизилась. Впрочем, несмотря на постоянное вымирание видов, на планете все время образуются новые. Просто вместо китов вырастают новые цветочки.

Со времен Чарльза Дарвина ученых волнует, как быстро происходит эволюция видов. Ближе всего к ответу приблизили специалистов филогенетические методы исследования. С их помощью биологи из Пенсильванского университета под руководством доктора Хелены Морлон (Xelena Morlon) проанализировали несколько систематических групп животных и растений. И пришли к выводу, что новые виды продолжают появляться на нашей планете. Однако процесс происходит намного медленнее, чем в прошлом. Впрочем, несмотря на сокращение биоразнообразия по вине человека, новые виды же появляются достаточно быстро, чтобы поддерживать положительный баланс.

Есть ли предел количеству видов?

Ученые рассмотрели 289 групп животных и растений (преимущественно на уровне родов), которые относились к классам амфибий, птиц и млекопитающих, а также отделам покрытосеменных и голосеменных растений.

Как объясняет доктор Морлон, сейчас существует две точки зрения на регуляцию в природе количества видов. Одна теория предполагает постоянное появление новых видов за счет освоения ими новых экологических ниш. Результат такого непрерывного процесса – увеличение биоразнообразия. Сторонники другой теории считают, что число видов, которые благополучно могут сосуществовать друг с другом, ограничено. Это означает, что количество видов в природе должно быть всегда постоянным. То есть, одни виды образуются, а другие (примерно такое же количество) вымирают.

В связи с этим Морлон интересовал вопрос – достигло ли сейчас биоразнообразие на Земле какой-то конечной точки или продолжает увеличиваться или сокращаться.

Скорость видообразования сократилась

«Наш анализ показал, что скорость, с которой образуются новые виды за последние 12 млн лет, сократилась. Но это не означает, что процесс видообразования вообще остановился. Нельзя говорить о том, что точка равновесия достигнута. Дальше возможно развитие двух сценариев: либо все же существует какой-то предел, и мы его пока просто не достигли, или, возможно, вообще никакого предела не существует и показатели биоразнообразия будут только расти», -- говорит один из авторов исследования профессор Плоткин.

По словам ученых, в настоящее время множество видов исчезает по вине человека – это и прямое их уничтожение, нарушение местообитаний и загрязнение среды. Если рассматривать более длинный промежуток в геологическом масштабе времени, то, по мнению авторов исследования, из всех групп животных за последние 12 млн. лет сильнее всего уменьшилось разнообразие китообразных – одни виды вымерли, а новые не образовались. С другой стороны, группа, в которой видообразование идет наиболее быстрыми темпами – покрытосеменные растения. В результате можно сказать, что общий баланс видов на нашей планете все же положительный.

Результаты исследования доктора Морган и ее коллег опубликованы в статье "Inferring the Dynamics of Diversification: A Coalescent Approach" в последнем номере журнала PLoS Biology.