25 марта ‘19, Понедельник

Гигантские динозавры по температуре тела были похожи на человека

Ученые нашли еще одно доказательство теории теплокровности динозавров. Температура их тела достигала 36-38 градусов. Правда, возможно, теплокровность гигантских динозавров связана не с интенсивным обменом веществ, а всего лишь с размерами.

Долгое время считалось, что динозавры -- холоднокровные животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, как у других рептилий. Группа ученых под руководством профессора Роберта Игла (Robert Eagle) из Калифорнийского технологического института изучила соотношение изотопов кислорода и углерода в эмали зубов ископаемых динозавров. Метод изотопного анализа позволил им определить температуру тела вымерших рептилий с точностью до двух градусов. Ранее тот же самый метод доктор Игл применил для того, чтобы определить температуру тела мамонтов и древних крокодилов.

Горячие травоядные ящеры

Ученые проанализировали содержание изотопов 18О и 13С в эмали трех зубов брахиозавров (из отложений в Танзании) и 13 зубов камарозавров (из отложений в США). «Это были гигантские животные. Длина тела брахиозавров достигала 20 метров, а вес более 15 тонн. Камарозавры имели длину 23 метра, а весили 40 тонн. Они жили примерно 150 млн лет назад во время юрского периода», -- рассказывает Игл. Ученые пришли к выводу, что температура тела этих динозавров достигала 36-38 градусов.

Но все же вопрос о том, были ли динозавры истинно теплокровными животными, до конца не решен. «Наши данные показывают, что температура тела у динозавров была выше и стабильнее, чем температура окружающей их среды. Правда, это может быть связано не со сложными биохимическими процессами, поддерживающими ее. Высокая температура динозавров могла быть следствием их гигантских размеров», -- считают ученые. По их словам, окончательно ответить на вопрос, можно ли считать этих животных теплокровными, им поможет исследование температуры тела динозавров небольших размеров. Если и у них она окажется достаточно высокой, тогда теория о теплокровности динозавров окончательно подтвердится.

Статья доктора Игла и его коллег с вычислением температуры тела динозавров опубликована в последнем номере журнала Science.