25 августа ‘19, Воскресенье

Собаки динго пришли в Австралию из Китая через Индонезию

Генетический анализ позволил ученым проследлить за расселением собак динго. Оказалось, что появились они в Китае и имели общего предка с обычными собаками, а потом отправились в Австралию через Юго-Восточную Азию и Индонезию.

Группа ученых под руководством доктора Матиаса Оскарссона (Mattias C.R. Oskarsson) из Королевского технологического института (Стокгольм, Швеция) выяснила, что собаки динго (Canis lupus dingo) попали в Австралию, преодолев большой путь из Южного Китая через Юго-Восточную Азию и Индонезию. Ранее считалось, что эти вторично одичавшие собаки, следовали из Китая в Австралию иным путем – через Тайвань и Филиппины.

Путешествие, записанное в ДНК

Чтобы выяснить, когда эти животные появились в Австралии, и какой путь они для этого проделали, ученые провели анализ некоторых участков митохондриальной ДНК 900 собак динго и их близких родственников – новогвинейских поющих собак (Canis lupus hallstromi). Часто их относят к одному подвиду с динго.

В поле зрения ученых попали животные из Южного Китая, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Новой Гвинеи, Филиппин и Тайваня. К анализу еще добавились уже известные данные по митохондриальной ДНК полинезийских и австралийских особей. Все это позволило ученым нарисовать картину происхождения мтДНК этих животных.

Южный Китай - родина собак

Оказалось, что схожие группы сочетаний генов (гаплотипы) имеют собаки динго и поющие собаки из популяций Южного Китая, Юго-Восточной Азии и Индонезии. Но таких сочетаний не было у особей из Тайваня и Филиппин. Исследование Оскарссона и его коллег подтвердило, что Южной Китай является родиной собак (то есть, именно там произошло одомашнивание волков), как недавно выяснила и другая группа ученых, а их одомашнивание произошло примерно 10-16 тысяч лет назад. Это значит, что динго и обычные собаки произошли от одного предка. Уже в Австралии они приобрели статус подвида. В Австралии самые ранние палеонтологические свидетельства пребывания собак динго относятся ко времени примерно 3500 г. до нашей эры. А вот генетический анализ Оскарссона показал другую цифру. По его данным, динго появились в Австралии раньше – примерно в 5000 г. до нашей эры. И попали они туда через Юго-Восточную Азию и Индонезию.

«Распространение собак динго было связано и заселением людьми этой территории. Поэтому наше исследование может добавить информации о происхождении и расселении народов в районе Австралии и Океании и о том, какие контакты существовали у этих народов с соседними территориями», - говорит Оскарссон.

Статья Оскарссона и его коллег и происхождении и расселении собак динго опубликована в последнем номере журнала Proceedings of Royal Society B.