29 марта ‘24, Пятница

Раны можно заживить быстро и без шрамов

Биоинженеры под руководством специалистов из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса (США) обнаружили рецептор, который не только помогает залечивать раны, но и придает коже после заживления эстетичный вид.

Авторы изучали две группы мышей: у одной группы процесс заживления происходил быстро, а у другой – медленно.

Сравнение у двух групп животных экспрессии генов, которая происходила в области самой раны, показало, что в процесс регенерации активно включается так называемый толл-подобный рецептор 3 (TLR3). Он запускает работу двух генов - IL6 и STAT3, которые принимают участие в процессе заживления.

Как подсчитали авторы, у животных, которые обладали счастливой способностью к быстрому заживлению ран, экспрессия толл-подобного рецептора была в три раза выше, по сравнению с теми животными, у которых раны заживали медленно.

Затем исследователи решили еще и посмотреть, как TLR3 работает в здоровой коже человека и на участках со шрамами после ожогов. Как оказалось, здесь он также играет важную роль в заживлении.

«Наше исследование показывает, что процессом заживления ран можно управлять, что можно этот процесс ускорить»,- говорит ведущий автор исследования доцент Луис Гарза (Luis Garza).

В следующей стадии эксперимента ученые выяснили, что TLR3 запускает у мышей работу другого гена - EDAR, который принимает участие в образовании волосяных фолликул. Более того, в образование фолликул оказалась включенной и двухцепочечная РНК.

Как добавляют авторы, фолликулы играют важную роль в работе кожи: к ним прикрепляются кровеносные сосуды, нервные окончания и стволовые клетки.

«Мало кто знает, но волосяные фолликулы расположены по всему телу, а не только в тех местах, где есть волосы. Например, если вы посмотрите на свое лицо, то вы увидите поры, это и есть поры для крошечных фолликул. Вообще, благодаря присутствию фолликул, кожа человека выглядит именно так. Поэтому при восстановлении кожи после травм и ожогов очень важно восстанавливать и фолликулы. Иначе кожа выглядит неэстетично», - говорит Гарза.

Сейчас ученые работают над поиском вещества, которое могло бы активировать TLR3 и ускорить не только процесс заживления раны, но и запускать образование фолликул.

Впрочем, как добавляют сами авторы, даже, если это вещество удастся найти в ближайшее время, до внедрения новых препаратов на основе действия TLR3 в клиническую практику пока еще очень далеко.

Статью с описанием методов восстановления кожи можно прочитать в свежем выпуске престижного журнала Cell Stem Cell.