28 марта ‘24, Четверг

Вернуть зрение можно с помощью клеток из полости рта

Биоинженеры под руководством специалистов из Университета Осло провели исследование, которое, как они надеются, сделает более доступным лечение потери зрения с помощью стволовых клеток.

Авторы выяснили, что лимбальные стволовые клетки, которые и используются для этих целей, можно хранить в течение одной недели при температуре от 12 до 16 градусов Цельсия. В настоящее же время такое лечение проводится в клиниках лишь рядом с центрами, где такие клетки выращиваются. Поскольку хранить их до настоящего времени просто не умели. А таких центров всего несколько в мире.

Лимбальные стволовые клетки находятся в базальном эпителии роговицы глаза (лимбе) и помогают поддерживать и восстанавливать ткань роговицы. Без этих клеток роговица становится мутной, и зрение нарушается. Недостаток этих клеток из-за болезни или травмы является основной причиной потери зрения.

В начале этого года Европейское медицинское агентство одобрило методы терапии, связанные с выращиванием в лаборатории лимбальных стволовых клеток, взятых из роговицы. Причем, это первый метод использования стволовых клеток, одобренный этой организацией.

Использование стволовых клеток для лечения тяжелых проблем со зрением, связанных с недостатком лимбальных стволовых клеток, - метод не новый. Впервые он стал разрабатываться в конце 90-х годов XX века. Правда, тогда пациент должен был иметь один здоровый глаз, который служил источником этих клеток. Можно было взять клетки у близких родственников пациента, но в этом случае необходима была иммуноподавляющая терапия, что часто вызывало тяжелые побочные эффекты.

Десять лет назад японские ученые совершили настоящий прорыв в этом направлении – они провели исследование, которое показало, что клетки слизистой оболочки рта можно превратить в лимбальные клетки. В настоящее время примерно 250 человек уже прошли такое лечение, когда лимбальные клетки выращиваются из клеток, взятых из рта самого пациента, а затем пересаживаются в роговицу. Примерно у 75% пациентов лечение проходило успешно - у больных восстановилось зрение, и исчезала боль.

Тем не менее, всегда существовала проблема хранения и транспортировки материала для пересадки – клеток полости рта.

«В настоящее время клетки полости рта культивируются для лечения потери зрения лишь в нескольких специализированных центрах в мире. Очень важно понять, как можно хранить и транспортировать эти клетки – тогда такая терапия станет доступна значительно большему числу людей. Этим вопросом мы и занимались», - говорит один из авторов исследования Ракибул Ислам (Rakibul Islam).

«Можно предположить, что оптимальная температура для хранения таких клеток составляет примерно 37 градусов Цельсия. Но наш эксперимент показал, что это не так. Оптимальная температура их хранения составляет от 12 до 16 градусов в течение недели. Более того, мы выяснили, что значение для хранения имеет и то место полости рта, откуда эти клетки берутся», - добавляют авторы.

Статья с результатами их исследования опубликована в последнем номере журнала Nature Biotechnology.