19 апреля ‘24, Пятница

Метеорит едва не попал в пирамиды

Итальянским археологам повезло изучить очень молодой метеоритный кратер. Его уникальность не только в том, что он едва ли не моложе египетских пирамид, - несмотря на свои небольшие размеры, он не рассыпался на множество мелких осколков, а сохранил около 35% массы.

Группа ученых под руководством Луиджи Фолко (Luigi Folco) из Национального музея Антарктиды Университета Сиены (Италия) изучала кратер Kamil, обнаруженный в 2008 году в Египте. Кратер совсем небольшой – он имеет диаметр 45 м. По расчетам ученых, образовался кратер от падения атаксита – редкого типа железного метеорита весом около пяти тонн, а диаметром 1,3 м. Причем падение произошло, по предварительной версии ученых, сравнительно недавно – всего 5–10 тыс. лет назад.

Кратер-исключение

«Кратеры от падения таких небольших метеоритов на Земле обнаружить практически невозможно. Они очень быстро разрушаются из-за эрозии. Хотя падают они на Землю довольно часто -- раз в столетие или даже десятилетие. Сейчас известно 15 кратеров диаметром менее 300 метров, а всего кратеров -- 176. Уникальность кратера Kamil в том, что он прекрасно сохранился. Кратеры такой сохранности были обнаружены лишь на планетах без атмосферы или планетарных телах, покрытых льдом», -- говорит Фолко.

Еще одна особенность метеорита, возможно, еще больше удивила ученых, чем его кратер: Kamil, войдя в атмосферу Земли, не разлетелся на множество мелких осколков, как обычно происходит с небольшими небесными телами. «Геофизические модели показывают, что метеориты массой меньше 3 килотонн распадаются на множество мелких осколков, как только входят в земную атмосферу. Наше исследование показало, что небольшой метеорит Kamil мог сохранить примерно 25% своей массы, поэтому сила его удара о поверхность и оказалась довольно значительной», -- пишут авторы исследования.

Изучение кратера

Кратер в Египте обнаружил в 2008 году V. De Michele при помощи Google Earth и назвал его Камил. В феврале 2010 года в экспедицию по изучению кратера отправилась уже группа доктора Фолка. Ученые провели геофизические исследования, а отобранные породы кратера изучали в лаборатории.

Ученым удалось собрать в самом кратере и его окрестностях 5178 осколков метеорита. Все вместе они весили 1,71 т. Вес каждого осколка в отдельности не превышал 34 кг, за исключением одного -- весом 83 кг. Расчеты ученых показали, что до вхождения в атмосферу, метеорит весил 20-40 т, а при ударе -- примерно 5 т.

«Кратер расположен на песках мелового периода. Его обод возвышается над поверхностью на 3 метра. Сам кратер имеет глубину 16 м. Наши расчеты показали, что метеорит вошел в поверхность Земли со скоростью 18 км в секунду под углом 45 градусов. Его диаметр достигал 1,3 м. Осколки стекла, обнаруженные вокруг кратера, говорят о том, что в момент удара давление составляло более 60 GPa», -- пишут авторы. На основе геохимического анализа ученые выяснили, что метеорит состоял из никеля (почти 20%), кобальта, галлия, германия и иридия.

Короткое сообщение о результатах исследования группы доктора Фолко можно прочитать в последнем номере журнала Science.