28 марта ‘24, Четверг

Кислородные бары для древних животных

Обитатели древних морей страдали от недостатка кислорода. Чтобы вдохнуть живительный газ они устремлялись к бактериальным матам, где кислород активно производили цианобактерии, считают палеонтологи.

Примерно 635-542 млн. лет назад на нашей планете появились первые макроскопические животные. Этот период, который получил название эдиакарского – один из самых [v1]интересных этапов развития жизни на Земле. Эдиакарская фауна не похожа ни на какие известные группы организмов. Эти животные появились в океане в то время, когда он только начинал насыщаться кислородом, его концентрация в атмосфере была примерно в десять раз меньше, чем сейчас.

Как этим животным удавалось выживать в такой среде, долгое время оставалось для ученых загадкой. Группа палеонтологов под руководством доктора Мюррея Жингра (Murray Gingras) из Университета Альберты (Эдмонтон, Канада) предлагает на страницах журнала Nature Geoscience оригинальное объяснение этому явлению. Жингра и его коллеги предполагают, что эдиакарские животные жили рядом с бактериальными матами. Такие маты – скопления цианобактерий встречались на мелководьях по всему земному шару. Поскольку цианобактерии – фотосинтезирующие организмы, вокруг них формировалась особая, обогащенная кислородом среда. Так возникали оазисы, где кипела жизнь.

Карибское море как аналог древних морей

Свои исследования ученые проводили в Карибском море в районе Архипелага Лос-Рокес. Этот архипелаг состоит из множества островов, небольших островков и рифов. Вода в некоторых лагунах может прогреваться до 40 градусов, а соленость достигать 70 промилле. В таких условиях прекрасно развиваются цианобактерии и формируются бактериальные маты. По словам Жингра, эти лагуны можно считать аналогом древних морей, в которых обитали эдиакарские животные.

Палеонтологи выяснили, что в районе бактериальных матов живет множество организмов – крабы, малощитинковые черви, встречается огромное разнообразие личинок насекомых. «Мы обнаружили, что днем содержание кислорода в бактериальных матах в четыре раза больше, чем в окрестных водах. Мы считаем, что эти маты привлекают животных, как источник кислорода. Возможно, что первые макроскопические животные в эдиакарскую эпоху обитали именно в такой среде. К тому же, бактериальные маты еще и съедобные. То есть, животные вдыхали кислород, который производили цианобактерии, а сами по себе цианобактерии служили им пищей», -- рассказывает Жингра.

По словам ученых, многие ископаемые останки эдиакарской фауны приурочены именно к отложениям, которые были сформированы бактериальными матами. Это еще раз подтверждает, что оказались они там не случайно.