20 апреля ‘24, Суббота

Ученые воссоздали пиршество, устроенное 8 тысяч лет назад

Археологи нашли кости первобытного быка и каменные орудия, с помощью которых люди разделывали тушу животного. Эти находки помогли ученым выяснить, как 8 тысяч лет назад люди готовили и ели мясо.

Ученые из Университета Гронингема (University of Groningen) Вицке Пруммель (Wietske Prummel) и Марсель Никус (Marcel J.L.Th. Niekus) обнаружили в долине реки Тонгер в провинции Фрисландия на севере Нидерландов следы пиршества, которое происходило 7700 лет назад. В пойменных отложениях на берегу реки археологи нашли кости первобытного быка, или тура, (Bos primigenius) со множеством порезов и отметин от каменных орудий. По словам археологов, изучив эти отметины, они пришли к выводу, что люди загнали свою добычу в яму-ловушку, а потом убили ударами по голове дубинками или, возможно, выстрелили в быка из лука стрелами с наконечниками из кремния. Добычей оказалась самка быка небольшого размера – ее высота в холке не превышала 134 сантиметров.

Первобытное барбекю

Орудия труда – каменные ножи, которые были найдены рядом с костями, позволили археологам понять, как же люди разделывали и готовили мясо. По словам Пруммеля, после того как тур был убит, люди отрубили ему ноги и высосали костный мозг. Потом они приступили к разделке туши. С животного сняли шкуру, очень аккуратно отделили мясо от костей и только потом приступили к жарке ребер и небольших кусков мяса на огне. Здесь же, рядом с огнем, мясо и съедали. Большие куски заворачивали в шкуру и относили в поселение. «Эти люди жили в эпоху позднего мезолита в середине каменного века. Они занимались охотой и собирательством», -- рассказывает доктор Никус. По словам археологов, примерно 8 тысяч лет вдоль берега реки Тонгер находилось множество поселений, где люди занимались в основном охотой на туров. В конце железного века практически все люди покинули эти места. Скорее всего, из-за того, что район начал сильно заболачиваться.

Дичь эпохи мезолита

По словам Пруммеля, туры были популярной пищей среди древних европейцев эпохи мезолита. По всей Европе ученые находят свидетельства того, что люди употребляли в пищу этих животных. Популярностью пользовались также олени, косули, кабаны и лоси.

К сожалению, первобытные быки в Европе очень быстро вымерли. Они исчезли примерно 7500 лет назад, в то время, когда в Европе стало зарождаться сельское хозяйство. «Люди стали использовать земли, на которых обитали эти животные как пашню, кормовые луга или для своих поселений, стали вырубать леса. Постепенно первобытные быки потеряли свои местообитания», -- говорит Пруммель.

Недавно французские археологи провели эксперимент – они разделали бизона с помощью каменных орудий первобытного человека -- неандертальца, жившего около 50 тысяч лет назад. Ученым удалось воссоздать навыки, с помощью которых неандертальцы разделывали туши животных, а также выяснить, какие орудия труда, они для этого использовали.

О том, как первобытные люди расправлялись с турами можно прочитать в статье Пруммеля и Никуса, опубликованной в Journal of Archaeological Science.