28 марта ‘24, Четверг

Рыбы ежегодно проглатывают тонны мусора

Пластик в Мировом океане скапливается в огромном количестве. К тому же он необыкновенно устойчив, поэтому может оставаться в воде в неизменном виде тысячи лет. Ученые подсчитали сколько этого мусора оказывается в желудках рыб.

В северной части Тихого океана находится область, известная как Большое Тихоокеанское мусорное пятно. В эту область холодное поверхностное течение выносит огромное количество мусора. Ученые из Института океанографии имени Скриппс (США) Питер Девисон (Peter Davison) и Ребекка Аш (Rebecca Asch) решили выяснить, как же этот мусор влияет на местных рыб. Для этого они отловили 141 рыбу из семейства миктофовых, всего 27 видов. Усыпив рыб и исследовав содержимое их желудков, ученые обнаружили там большое количество пластикового мусора.

«Девять процентов всех образцов содержали в желудке пластиковый мусор. В основном очень небольших размеров. Но у некоторых рыб желудок был полностью заполнен пластиком. Скорее всего, такое количество мусора абсолютно несовместимо с жизнью», -- говорит Дэвисон.

Люминесцирующие любители мусора

Представители миктофовых обитают в промежуточных слоях воды на глубине от 200 до тысячи метров. Они известны своим умением люминесцировать, привлекая партнеров и отпугивая хищников. Ночью эти рыбы обычно опускаются на дно. «Рыбы семейства миктофовых играют важную роль в пищевой цепочке. Они питаются планктоном, а значит, связывают начальное звено пищевой цепи со следующими звеньями. Если их численность начнет сокращаться, от этого пострадают все водные обитатели водной экосистемы», -- говорит доктор Аш.

По словам ученых, подобные исследования проводятся в разных частях Мирового океана, но, как правило, все они основаны на изучении желудков тех рыб, которые попались в сети вместе с мусором и провели в этих сетях продолжительное время. А это не отражает реальной картины. Ведь в сетях мусор скапливается, и бедным рыбам ничего не остается, как глотать пластик. Девисон и Аш решили выяснить реальную картину. Для этого они вылавливали рыб специальными большими сачками. Площадь, которую ученым удалось обследовать, составила 2375 километров.

По подсчетам ученых, ежегодно рыбы в северной части Тихого океана проглатывают от 12 до 24 тысяч тонн мусора.

Чем опасен мусор в океане

Недавно японские ученые пришли к неутешительному открытию – пластик в Мировом океане может разлагаться до опасных и ядовитых продуктов. Они обнаружили в некоторых акваториях высокие концентрации бисфенола А. По их мнению, заражение продуктами разложения пластиков -- новая и вполне реальная угроза для Мирового океана.

Пластик опасен и еще по одной причине. Ученые из Великобритании считают, что в выброшенных в море пластиковых бутылках и полиэтиленовых пакетах поселяются особые бактерии, которые в обычной среде жить не могут. Эти бактерии выделяют в процессе своей жизнедеятельности токсины. Эти токсины оказываются вовлеченными в пищевые цепочки и переносятся в другие организмы -- например, в рыб.

Статью доктора Девисона и Аш о рыбах, пожирающих мусор в северной части Тихого океана, можно прочитать в журнале Marine Ecology.