29 марта ‘24, Пятница

Уровень Мирового океана может подняться на шесть метров

Смоделировать будущее поведение Мирового океана ученым помогли изотопы тория и урана, а также кораллы. В плейстоценовое межледниковье океан был выше, чем сейчас на 4-6 метров. С таянием ледников эта ситуация может повториться в будущем.

Кораллы у Багамских островов помогли ученым узнать, каким был уровень Мирового океана в межледниковую эпоху плейстоцена, примерно 120 тысяч лет назад. Ведущий автор исследования – доктор Вильям Томпсон (William G. Thompson) из Океанографического Института Вудсхолла (США), говорит, что это время можно рассматривать как аналог потепления климата, которое в ближайшем будущем предсказывают климатологи.

При помощи точной датировки методом определения соотношения изотопов тория и урана в ископаемых кораллах ученые выяснили, как менялся их рост, а значит и уровень Мирового океана. Основной вывод, который делают авторы: в плейстоценовое межледниковье уровень океана отличался особой нестабильностью и был на 4-6 метров выше современного. «В это время климат был совсем немного теплее, чем сейчас. Если ледники продолжат свое таяние, то в будущем Мировой океан может повести себя точно так же, как и тогда, то повыситься на шесть метров», - считает Томпсон.

Согласно последним данным, которые фиксируют береговые станции и спутники, с начала XX уровень Мирового океана повышается со скоростью 2-3 мм в год. Причину большинство ученых видит в потеплении климата: океан нагревается из-за термического расширения воды. К тому же происходит активное таяние ледников Гренландии, Антарктиды, Арктики, а арктические реки становятся более полноводными и несут больше воды в Северный Ледовитый океан.

Если потепление климата продолжится, и ледники будут таять так же интенсивно как сейчас, то прогнозы относительно будущего уровня океана можно строить самые катастрофические – аналог современного потепления с далекой эпохой межледниковья очевиден.

Статья доктора Томпсона и его коллег опубликована в последнем номере журнала Nature Geoscience.