24 апреля ‘24, Среда

Глубины Мирового океана консервируют глобальное потепление

В результате глобального потепления нагреваются не только атмосфера и поверхность океана. Ученые пришли к выводу, что большое количество тепла вместе с течениями попадает в глубины океана. Количество этого законсервированного тепла столь велико, что оно останавливает на определенные промежутки времени рост температуры на нашей планете.

Группе ученых под руководством доктора Джеральда Михля (Gerald A. Meehl) из Национального центра атмосферных исследований (США) удалось построить модель, которая показала, что океан в определенные промежутки времени нагревается значительно больше на глубине, чем на поверхности. Так он впитывает и консервирует тепло атмосферы, тем самым сдерживая нагревание нашей планеты в процессе глобального потепления.

Теплеет не всегда

Климатологи уже давно обратили внимание на странную тенденцию: потепление климата происходит не равномерно, а скачками. Например, 1998 год считается самым теплым за весь период столетних наблюдений, но в течение последующих десяти лет этот рекорд так и не был достигнут. Хотя за тот же самый промежуток времени выбросы парниковых газов заметно увеличились, и все показатели радиационного баланса говорили о том, что Земля должна нагреваться. Но температура оставалась стабильной и не росла. Тогда ученые предположили, что это тепло где-то скрывается. Возможно, в глубинах океана.

Глобальное потепление уходит в воду

Чтобы проверить эту гипотезу, доктор Михль и его коллеги построили модель, которая и доказала, что это действительно так. «Нам удалось показать, что глобальное потепление происходило и будет происходить такими определенными скачками: рост температуры будет чередоваться с периодами стагнации. Правда, такие спокойные периоды не продлятся более десяти лет. Эти периоды стагнации связаны с тем, что часть тепла попадает в глубинные слои океана», - объясняет ученый.

Так, по подсчетам команды доктора Михля, тепло вместе с течениями попадает на глубину более 500 метров. Модель показывает, что в течение периодов стагнации, когда атмосфера перестает нагреваться, растет температура глубинных и промежуточных вод в океане, причем вода нагревается там на 18-19% больше, чем в остальное время.

«Наше исследование показывает, что огромное количество энергии в виде тепла хранят глубины океана. Важно, что это тепло, по-видимому, там и остается и никуда не исчезает. Этот факт, безусловно, нельзя игнорировать», - говорит один из авторов исследования доктор Тренберт. Действительно, если это тепло окажется на поверхности океана, то может произойти настоящая катастрофа. Мировой океан нагревается и так уже достаточно быстро, а дополнительное тепло еще ускорит этот процесс.

Статья доктора Михля и его коллег опубликована в последнем номере журнала Nature Climate Change.