16 февраля ‘19, Суббота

В плейстоцене остров Тенерифе потерял кусок

Геологи нашли на юге острова Тенерифе древние породы, анализ которых показал, что в этом месте более 700 тысяч лет назад произошла настоящая катастрофа: в результате извержения вулкана огромный кусок суши откололся и упал в Атлантику.

Геологам под руководством Пабло Давилы Харриса (Pablo Davila Harris) из Университета в Лейчестере (Великобритания) удалось заглянуть в прошлое острова Тенерифе. Ученые выяснили, что примерно 733 тысячи лет назад (в середине плейстоцена) назад огромный кусок площадью примерно 90 км2 откололся от южной части острова и оказался в Атлантическом океане. Причиной такого раскола стало мощное извержение вулкана. Ученым удалось обнаружить на юге острова место раскола, а анализ соотношения изотопов аргона в залегающих там породах позволил вычислить время этого коллапса.

Если бы не эта находка, то о катастрофе так бы никто и не узнал, ведь большая часть отколовшегося материала оказалась погребенной на дне океана. «Причиной этого огромного обвала стало извержение вулкана. Все большее нарастание объема раскаленной лавы привело к тому, что один из склонов вулкана просто откололся», - объясняет один из авторов исследования доктор Сторей (M.Storey) из Университета Роскильда (Дания). Оставшаяся часть вулкана и его подножие оказались заваленными множеством вулканических горных пород. В том числе, обломочный материал перекрыл несколько рек – в результате образовались озера. Как говорят ученые, возможно, огромный кусок суши, «упав» в океан, вызвал мощное цунами, которое могло достигнуть побережья на расстоянии несколько тысяч километров от Тенерифе.

Статья доктора Харриса и его коллег о том, как раскололся Тенерифе, опубликована в журнале Geology.