Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:43
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Запретные чувства борются с действительностью на ММКФ

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Неузнаваемая дама с собачкой, снайперская винтовка, армянский дудук в норвежских фьордах и чилийский гомосексуалист разнообразят конкурс «Перспективы».

Три очередных фильма конкурса «Перспективы» объединяет то, что сняты они режиссерами, с которыми до начала 90-х мы жили в одной стране: армянские «Сплетенные параллели», грузинская «Зона конфликта» и немецкая «Дама с собачкой», сделанная русским режиссером-эмигрантом. Четвертый фильм -- «Измена» -- поставлен боливийским режиссером, который в Россию приехал впервые. Это драма про чилийского гомосексуалиста, измену и убийство, в которой есть мотивы отрыва от почвы и поиска себя, что неожиданно роднит ее с вышеперечисленными картинами.

«Сплетенные параллели», режиссер Ованес Галстян, Армения--Норвегия

Очень милое кино, с необычным сюжетом, в котором причудливо соединились истории двух стран и разных времен. Добрая, уставшая от одиночества норвежская женщина Ханна, которая долго и безнадежно ждет мужа, участника Сопротивления, с войны, укрывает советского солдата, сбежавшего из плена. Спустя сорок лет дневник, в который она тщательно записывала события тех дней, попадает в руки ее дочери, одинокой учительницы из Еревана. Та читает дневник и одновременно ее собственная жизнь радикально меняется. Она влюбляется в старшеклассника. И хотя внешне все довольно невинно, фильм получился на редкость чувственным.

По словам режиссера, военная линия была навеяна реальной историей, которую ему рассказал один старый армянин: он попал в плен, и его выкупил из концлагеря норвежский фермер -- это был распространенный обман, спасший жизни многим пленным.

Современное армянское кино до нас доходит редко, и в этом смысле «Сплетенные параллели» крайне познавательны. Оказалось, наши бывшие соотечественники, уходящие от нас все дальше, органично вписываются в западноевропейскую культуру. И армянский дудук звучит на фоне норвежских пейзажей очень уместно.

«Зона конфликта», режиссер Вано Бурдули, Грузия

Один из самых сильных, внятных и искренних фильмов, показанных на фестивале. Действие происходит в начале 90-х, в самый разгар военного конфликта на Кавказе. Режиссер Вано Бурдули, родившийся в 1974 году, как раз принадлежит к тому поколению грузин, которое росло в сказочной пасторали, а попало в ад бесконечной, бессмысленной войны. Снайперская винтовка, которая в финале наведена на главного героя, целится во все наше поколение, говорит режиссер.

«No war! Make love!» -- главный посыл картины, самобытно выраженный в эпизоде, в котором главный герой, тбилисский наркоман, «пацифист» и бездельник, делится дозой героина с умирающей пленной абхазской снайпершей. Он гладит ее и говорит: «Ты такая красивая, тебе еб..ся и еб..ся. Да детей рожать. А ты на войне».

«Дама с собачкой», режиссер Юлий Колтун, Германия

Поначалу складывается ощущение, что нас обманули и вместо кино показывают учебный диафильм. Звучит, по выражению режиссера, «бриллиантовый» чеховский рассказ в драгоценном же исполнении Сергея Дрейдена, на экране меняются фотографии, и постепенно приходит ощущение кино: люди и собачка на фотографиях оживают.

Фотофильм придумал, конечно, не Юлий Колтун, взять хотя бы «Взлетную полосу» Криса Маркера, сделанную аж в 1962 году. Чехова мы тоже, кажется, уж всякого видали: и в наши дни, и в разных антуражах. Удачная идея этого проекта в том, что авторы его просто плюнули на фактуру как на нечто несущественное.

Голос за кадром говорит про Ялту -- нам показывают виды Гамбурга. В рассказе -- молодая и красивая женщина, здесь -- немолодая нелепая дурнушка, с фриковским макияжем и нарядами. Чехов четко указал, что собака у нее была шпиц, а не это пятнистое недоразумение, больше похожее на кошку. Но разве это важно. Реальность изменчива и субъективна, считает режиссер. А любовь нет.

«Измена», режиссер Родриго Бейотт, Боливия--Чили--США

Бородатый хиппи в растянутом свитере селится в номер спа-отеля и всю первую половину фильма медленно и церемонно превращается в лощенного метросексуала. Он долго бреется, стрижет ногти, вечность гладит рубашку, на смену трусов у него уходит минут пятнадцать экранного времени. Вдруг раздается телефонный звонок, он берет пистолет и уходит. Вторую половину фильма герой тщательно собирает все состриженное и забрызганные кровью вещи в пакет, переодевается и уходит.

Непостижимым образом с самого начала фильма понятно, что готовится убийство, что герой – гей и что у него любовная драма. Но как режиссеру удалось это сообщить зрителю -- магия. Впрочем, гомосексуализм, любовь и даже убийство в этом фильме не самое главное. Главное, как рассказал режиссер, основано на его личных переживаниях. С тех пор как его первая, очень громкая картина «Сексуальная зависимость» получила приз в Локарно и была номинирована на «Оскар», он объездил больше тридцати фестивалей. Последние годы он живет в отелях и в какой-то момент стал ловить себя на мысли, что не всегда понимает, кто он и где находится. Попадая в безликий, казенный гостиничный номер, он, как и его герой, с помощью формальных ритуалов пытается зафиксировать свое существование в этом мире. Это ощущение, знакомое большинству зрителей гораздо ближе, чем трагедии однополой любви, позволяет получать от этого необычного произведения странное, но очевидное удовольствие.

Москвичам предложили альтернативу Samsung Pay при оплате проезда в общественном транспорте
Реклама