17 апреля ‘24, Среда

Диабет 2-го типа как аутоиммунное заболевание

Специалисты показали роль иммунных клеток в развитии диабета 2-го типа при наличии ожирения. Открытие, возможно, повлечет за собой новые методы лечения.

Новый взгляд на диабет 2-го типа ученые представили в Nature Medicine. Команда исследователей под руководством Эдгара Энглемана (Edgar G Engleman) из Стэнфордского университета показала, что это не столько метаболическое, сколько аутоиммунное заболевание. А это значит, что лечение должно быть направлено не только на контроль уровня сахара в крови, но и на иммунную систему.

Признак диабета 2-го типа – резистентность (невосприимчивость) клеток к инсулину, которого в организме вырабатывается достаточно. В этом состоит его отличие от диабета 1-го типа, который развивается из-за нехватки инсулина.

Ожиревшие и больные мыши

Опыты проводили с ожиревшими мышами с предрасположенностью к развитию диабета 2-го типа, которых держали на высококалорийной диете. У них происходило все то, что и в организме пациентов-диабетиков: развивалась резистентность к инсулину и повышался сахар в крови. Виновника ученые нашли среди защитников – они показали, что клетки иммунной системы – В-лимфоциты, накапливаются в жировой ткани. При этом они выделяют такие антитела – иммуноглобулины, которые являются аутоантителами, так как атакуют клетки своего организма и, как оказалось, вызывают резистентность тканей к инсулину.

Как остановить аутоагрессию

Этот механизм ученые подтвердили несколькими путями. Оказалось, что белки анти-CD20, которые уничтожают зрелые В-лимфоциты, останавливают развитие заболевания у лабораторных мышей с моделью человеческого диабета 2-го типа. И они же восстанавливают уровень сахара в крови до нормального. Эти белки входят в состав лекарственных препаратов для лечения аутоиммунных заболеваний, чтобы снизить агрессию иммунной системы против своих. Теперь же ученые думают, нельзя ли использовать эти препараты для лечения диабета.

Биологи создали мутантных мышей, у которых отсутствовали В-лимфоциты, и подсадили их на высококалорийную диету. Выяснилось, что в отсутствие В-клеток грызуны не заболевают диабетом, у них не развивается резистентность к инсулину. Но когда мутантам ввели В-лимфоциты или антитела, производимые ими, они заболели так же, как и контрольные животные.

Чтобы проверить, справедливы ли подобные заключения для людей, ученые изучили 32 человек с лишним весом, которые отличались по чувствительности к инсулину. Они нашли, что в крови резистентных к инсулину испытуемых содержатся аутоантитела, а у тех, у кого их не имелось, с восприимчивостью к инсулину было все нормально. По мнению Винера и его коллег, это доказывает роль аутоиммунного механизма в развитии диабета 2-го типа.

Ученые считают, что на основе открытого механизма возможно создать вакцину против диабета 2-го типа. Для этого нужно изучить спектр белков, защищающих от резистентности к инсулину.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами