18 августа ‘19, Воскресенье

Гусеницы заменили драку ритуалом

Ритуальные действия изобрел не человек. Определенные ритуалы есть даже у существ не самых высокоразвитых. Один из таких примеров биологи проследили у гусениц.

В мире животных, собственно, как и в человеческом, распространены ритуалы. Ритуализированные действия заменяют сами действия, причем с тем же результатом. У животных такими ритуалами служат, например, разнообразные угрожающие демонстрационные позы и движения, которые разрешают конфликты, не доводя их до драки. С другой стороны, той же цели служат позы подчинения.

Ученым очень интересно проследить возникновение таких ритуализированных действий в эволюции. Команда под руководством Жани Як (Jayne Yack), доцента Университета Карлетон (Carleton University) в Оттаве, со своими канадскими и тайваньскими коллегами сделала это на гусеницах.

Напугать и прогнать

Гусеницы мотылька Drepana arcuata не любят, когда на поедаемый ими листок попадает чужая гусеница. Они издают специальные вибрационные сигналы при помощи челюстей и заднего сегмента тела. Зарегистрированные в микрофон и усиленные, эти сигналы можно описать как скрежетание и постукивание. На чужака такое выражение недовольства действует однозначно: вторженец поворачивается и уползает с приватизированной территории искать другой лакомый листок.

Но так поступают далеко не все виды: представители некоторых других родственных мотыльков в той же ситуации подползают к территориальному захватчику и начинают с ним сражаться, кусая и толкая. Как выяснили ученые, разница между поведением объясняется разным строением заднего конца тела.

Большинство видов гусениц снабжены задними ножками -- хотя они меньше остальных (их даже называют проногами), но способны к движению. Видеозапись показала, что подползание к чужаку начинается именно с движения задних ножек, от которого и начинается волна по всему телу. Но гусеницы, использующие вибросигнал вместо атаки на чужака, лишены задних ножек. Вместо них многие отрастили на заднем конце органы в виде весел, которые эффективно скребут по поверхности листка, издавая звук.

Коммуникация возникла из движения

Чтобы понять, что из чего и когда возникло, биологи изучили 36 видов гусениц методами молекулярной генетики и построили эволюционное древо, показывающее происхождение разных видов. Оказалось, что виды, не имеющие задних ножек и использующие вибросигнал, эволюционно более молодые, чем виды с ножками. Отсюда ясно, что задние ножки утрачены их предками, поскольку у этих гусениц произошла замена агрессивного поведения по отношению к чужаку ритуализированным поведением. То есть вместо того, чтобы подползать и атаковать, они скрежещут и стучат по листку, и этого достаточно, чтобы прогнать врага.

Использование ритуалов для избегания прямых конфликтов полезно для вида, объясняют авторы статьи в журнале Nature Communications. В человеческой жизни также множество ритуалов, например Олимпийские игры -- это соперничество стран в спорте, заменяющее соперничество другими, менее цивилизованными способами.